У Анкары могут быть свои виды на Ташкент
Виктория Панфилова
Визит президента Узбекистана Шавката Мирзиеева в Турцию увенчался подписанием 20 межправительственных и межведомственных соглашений в экономической и политической сферах. Турецкие инвесторы готовы вложить в узбекскую экономику 3,5 млрд долл. На фоне предыдущих визитов узбекского президента в Россию и Китай, где было подписано соглашений на сумму 15,8 млрд долл. и 23 млрд долл. соответственно, возможности Анкары выглядят ограниченными. Эксперты также обращают внимание на непостоянство Турции в международных отношениях, поэтому вопрос, насколько Ташкент может доверять Анкаре, остается открытым.
В Турции визит Шавката Мирзиеева назвали историческим. Ожидается, что он придаст импульс развитию двусторонних отношений Анкары и Ташкента, которые долгое время находились в стагнации. «Встреча на уровне президентов состоялась после 20-летнего перерыва, поэтому она имеет очень важное для нас значение. Мы провели встречи один на один с Мирзиеевым, а затем переговоры между делегациями. Эти встречи были очень продуктивными», – сказал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Главы двух государств приняли Совместное заявление глав государств и подписали более 20 совместных документов. На брифинге для журналистов Эрдоган заявил, что «Ташкент во всех отношениях может считаться стратегически значимым партнером», напомнив, что Узбекистан с населением более 31 млн человек обладает седьмым в мире резервом природного газа, четвертым по запасам урана и является шестым в мире производителем хлопка, занимая при этом второе место по его экспорту.
Шавкат Мирзиеев, в свою очередь, отметил необходимость более интенсивного развития отношений между бизнес-сообществами двух стран. Этому, по словам главы Узбекистана, должно способствовать облегчение визового режима для граждан Турции. Он пообещал в ближайшее время визы вовсе отменить.
«По оценкам международных наблюдателей, Узбекистан в течение последующих 10 лет станет самой быстроразвивающейся страной как в Центральной Азии, так и в Евразии, продемонстрирует самый быстрый рост ВВП на душу населения», – уверен преподаватель турецкого Университета Каппадокии, профессор Хасан Али Карасар. По его словам, подготовлен подробный план работы между двумя странами не только в направлении увеличения двустороннего товарооборота, но и в сфере развития отношений в туризме, сельском хозяйстве, горнодобывающей промышленности и авиации. «Этот визит исторический, поскольку он определит направление двусторонних отношений на будущие 5–10 лет», – сказал турецкому изданию «Анадолу» Карасар.
По мнению научного сотрудника сектора Средней Азии Центра изучения проблем стран ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований (РИСИ) Ивана Ипполитова, визит узбекского президента интересен не только с точки зрения экономики, где налицо резерв для роста, но и политики – как будут развиваться отношения двух стран. По мнению эксперта, Анкара не скрывает амбиций в альянсе тюркоязычных государств. Насколько активно Узбекистан будет участвовать в тюркских международных организациях и в какой форме, ответа пока нет. «Турция участвует в крупномасштабных ближневосточных событиях, разворачивающихся вокруг Сирии и Ирака, ей нужны союзники. Возможно, таким союзником может стать Узбекистан, одновременно являясь дополнительным звеном связи между Россией и Турцией», – сказал «НГ» Иван Ипполитов.
Директор научного учреждения «Караван знаний» (Узбекистан), политолог Фарход Толипов отметил «НГ», что Турция сегодня в мировой политике находится в сложной ситуации, которая вызвана ее географическим окружением, ситуацией на Ближнем Востоке, войной в Сирии, осложнившимися отношениями с США и Россией. «Во многом это связано с личностью турецкого лидера. С другой стороны, вызвано процессами, происходящими вокруг Турции и влияющими на ее позицию как в региональном, так и в мировом масштабе», – сказал «НГ» Толипов. Эксперт отметил, что политика Турции на протяжении всей истории ее существования в отношениях с другими странами мира показывает, что она редко бывает устойчивой. Скорее можно сказать, что Анкара переменчива. «Это не в упрек Турции. Так складывались обстоятельства с учетом неоднозначной геополитической ситуации, в которой Турция оказывалась и находится сейчас», – считает он.
Однако подобное непостоянство отражается на международном имидже Турции, и ставится вопрос, насколько можно ей доверять. В частности, Узбекистану.
Независимая газета. 27.10.2017