Страны ГУАМ опасаются России
Юрий Рокс
Президент Грузии Гиоргий Маргвелашвили принял делегацию глав МИД стран ГУАМ (Грузия – Украина – Азербайджан – Молдавия), прибывших в Тбилиси для участия в заседании и в мероприятиях, приуроченных к 20-летию создания организации. По итогам заседания министры приняли ряд документов, наиболее заметные из которых решение о создании свободной экономической зоны в рамках ГУАМ и по общей политической обстановке.
Решение провести заседание, посвященное 20-летию организации Тбилиси, очевидно, вызрело неспроста. В тот же день в Грузии отмечалась «Тбилисоба» – День грузинской столицы. Это колоритный праздник с театрализованными уличными представлениями, дегустацией образцов грузинских вин и блюд национальной кухни, с песнями-плясками, массовым гуляньем. Гости, таким образом, получили возможность плодотворно поработать и отдохнуть.
К 20-летию организации вопрос в ее отношении «жив пациент или нет» актуальности не потерял. Он в иной форме появился в день создания ГУАМ – в чем смысл. Ответ нашелся чуть позже: американский проект на постсоветском пространстве в пику российским. К альянсу на непродолжительный период присоединился Узбекистан, и буква «у» в аббревиатуре стала двойной. Но президент Ислам Каримов, быстро поняв, что к чему, объявил о нежелании участвовать в организациях, лишенных практического смысла. И одна из двух «у» из названия выпала.
Действия Узбекистана, ударившие по имиджу ГУАМ, озаботили и инициаторов создания альянса, и его участников. Со смысловым, практическим наполнением организации действительно было кисло. Участников объединяло лишь критическое отношение к Москве и то, что кроме Украины остальные члены проекта испытывали проблемы с территориальной целостностью, в чем видели причастность России. Спустя годы Украина в этом плане перестала быть в альянсе исключением. И не случайно именно с настойчивой подачи главы МИДа этой страны Павла Климкина, как сообщила телекомпания «Рустави-2», в одном из принятых в Тбилиси документов фигурирует запись о том, что Россия является угрозой для стран, участвующих в ГУАМ. Подобная оценка нужна только Украине. Возможно, Молдавии, которую президент тянет на Восток, а другие ветви власти – на Запад. Грузия, абсолютно согласная с тезисом Климкина, в последнее время предпочитает все-таки не произносить это вслух и громко. А Азербайджану записывать Россию в свои враги точно не с руки. Но, похоже, гуамовская солидарность требует жертв, которые приходится приносить, надеясь, что не придется оправдываться. Может, и сойдет.
В Тбилиси на юбилейной встрече была предпринята еще одна попытка наполнить ГУАМ практическим содержанием. В прежние годы в этом направлении чего только не делалось и что только не объявлялось! Но потом оказывалось, что реализации затеянных проектов мешают банальные факторы: в некоторых случаях отсутствие сухопутной границы, в других удаленность, а еще чаще – принципиально различное состояние экономики стран этого союза. Самым же эпичным стало желание американских кураторов организации пристегнуть в энергетической сфере три государства к единственному в ГУАМ обладателю углеводородов. Суть предложения была мутной, но подразумевала льготные поставки нефти и газа по чуть ли не внутриазербайджанским ценам. Когда идея стала выкристаллизовываться, Баку вслух стал размышлять о целесообразности своего пребывания в ГУАМ. Инициаторы поняли, что хватили через край. С тех пор деятельность альянса свелась к периодическим заседаниям на уровне руководителей ведомств, реже глав правительств, а чаще всего, пожалуй, министров иностранных дел. В Тбилиси главы МИДа договорились создать свободную экономическую зону в формате ГУАМ. К слову, это не в первый раз.
Эксперт по экономическим вопросам Гия Хухашвили заметил, что не воспринимает такие планы слишком серьезно. «Это политическая декларация. Такого рода документы в ГУАМ принимались не раз. Если говорить о Грузии, то у нас режим свободной торговли с Азербайджаном, Украиной, Молдавией, как и с рядом других стран, зафиксирован на двусторонней основе. Принятый в Тбилиси документ, похоже, всего лишь документ и таковым останется», – заявил «НГ» Хухашвили. По его словам, отношения между членами ГУАМ регулируются межгосударственными прямыми договорами, которые гораздо более эффективны, чем многосторонние декларации в формате альянса.
Независимая газета. 10.10.2017