«С РФ необходимо установить безвизовый режим»
В Сочи прошло XIV заседание международного дискуссионного клуба «Валдай». На его площадке собрались мировые эксперты и политические деятели. Одним из почетных гостей мероприятия стал бывший премьер-министр Польши Лешек Миллер, возглавлявший правительство страны с 2001 по 2004 год. В интервью «Известиям» он рассказал о том, для чего нынешнее польское руководство стремится фальсифицировать историю, чего не хватает ЕС и НАТО для дальнейшей экспансии, о двойных стандартах в отношении Крыма и глубинных истоках антироссийской политики в Польше. Также он предложил пути, которые бы помогли наладить отношения между Москвой и Варшавой.
— Польша в этом году приняла закон о декоммунизации, позволяющий сносить советские памятники. Почему Варшава столь упорно пытается отмежеваться от своего прошлого?
— Нынешнее руководство с помощью таких действий пытается показать народу, что послевоенное время необходимо полностью забыть, подчеркивая только негативные моменты этого исторического периода. К сожалению, некоторая часть поляков поддерживает эти тенденции. Лично я считаю, что это неправильно. Это фальсификация истории, основанная на субъективных суждениях конкретных людей. Ведь иногда доходит до полного абсурда, когда, например, говорят, что Вторая мировая война для Польши закончилась не в 1945-м, а в 1989 году, когда начало формироваться первое некоммунистическое польское правительство. Однако необходимо принять тот факт, что Польша в 40-е годы прошлого века стала такой, какой стала, иначе бы ее вообще не существовало. Я верю, что большинство поляков со мной согласятся.
— Польша — один из самых рьяных сторонников антироссийской политики. Варшава дает войскам НАТО приблизиться к границам РФ, активно поддерживает санкции против Москвы. Неужели поляки правда так сильно боятся России?
— Внутри общества действительно существует мнение, что российская политика агрессивна и Москва может в любой момент напасть на Польшу. Я нередко пытался объяснить, что у России нет территориальных претензий к нашей стране. У России в целом нет никаких оснований начинать какие-либо действия против Варшавы. Однако многие люди сводят все к банальности, отмечая российский империализм и то, что Россия просто агрессор. Я считаю, что в первую очередь необходимо установить отношения между США и Россией, так как весь мир смотрит на взаимоотношения этих держав. Если Вашингтон и Москва начнут сотрудничать, то, думаю, улучшатся и отношения России с другими союзниками США.
— Без США Варшава и Москва не договорятся?
— Если бы я снова стал премьером, то первым делом бы я пытался решить вопрос с крушением президентского самолета в Смоленске. Это одна из самых серьезных проблем для поляков. Обломки самолета до сих пор находятся в России. Без окончательного выяснения обстоятельств катастрофы, в которой в 2010 году погиб польский президент Лех Качиньский, вряд ли можно ожидать какого-то серьезного потепления в российско-польских отношениях (в Кремле неоднократно заявляли, что расследование не завершено и Следственному комитету необходимы обломки самолета. — «Известия»). Когда Россия передаст все части самолета, то градус напряжения, безусловно, снизится.
— МВД Польши отказалось вводить режим малого приграничного передвижения (МПП) с Калининградом на время ЧМ по футболу в 2018 году, исходя из соображений безопасности (в 2012 году между правительствами РФ и Польши было подписано соглашение о принципах МПП, оно предполагает упрощенный порядок пересечения польско-российской границы. В 2016 году польские власти приостановили режим. — «Известия»). Как вы к этому относитесь?
— Я не знаю, чего боится польское МВД. Такое решение — ошибка. Много поляков намерены приехать в Россию на главный спортивный праздник 2018 года. Поэтому необходимо упростить визовый режим не только с Калининградом, но и с Москвой. В целом между Россией и ЕС должен действовать безвизовый режим. Это, кстати, поможет улучшить отношения между Москвой и ЕС.
— Западные страны все чаще используют политику санкций. Это касается не только России, но и других стран, которые наказывают за «неправильное поведение». Вы поддерживаете такую политику?
— Санкции — плохой метод. Они оказывают негативное влияние в первую очередь на обычных граждан, а не на руководство той или иной страны. От антироссийских санкций, например, пострадали многие польские экспортеры, поставляющие сельскохозяйственную продукцию на российский рынок. Они были вынуждены искать новые рынки, которые менее выгодны для них с точки зрения количества поставок и логистики. Санкции не решают проблемы, и поэтому надо искать пути диалога.
— А как же тогда решить вопрос с Крымом?
— В случае с Крымом возникла патовая ситуация. Россия не отступит от Крыма, а нынешняя власть на Украине заявляет, что никогда не признает события 2014 года. При этом Запад поддерживает Киев. Поверьте, я тоже сейчас не знаю решения этого вопроса. Это напоминает косовскую проблему, которая тоже по сей день полностью не решена. При этом я осознаю, что большинство западных стран признали Косово, несмотря на то что референдума не было. Это хороший пример двойных стандартов в международной политике. Решением таких проблем может стать только диалог.
— Вы были премьером Польши, когда страна вступала в ЕС. Каким вы видите будущее этой организации?
— Некоторые граждане Польши говорят, что когда-то был диктат со стороны Москвы, а сейчас со стороны Брюсселя. Я с этим не согласен. Брюссель имеет право комментировать и критиковать ситуацию в Польше, так как в момент присоединения к ЕС в 2004 году мы стали частью одного организма. Будущим ЕС я вижу создание федеративного государства с еще более углубленной экономической интеграцией. Только так мы сможем конкурировать с США, Китаем или Россией. Но при этом отдельные страны должны иметь право решать некоторые чувствительные вопросы самостоятельно. Речь идет, например, о количестве мигрантов, которые страны — члены ЕС хотят принимать. Думаю, что ЕС не будет в дальнейшем расширяться. Это касается и НАТО. Причина — нехватка денег. Да и к тому же ни у кого нет возможности вкладывать средства в государства со слабой экономикой, такие как Украина или Грузия.
Беседовал Дмитрий Лару
Известия. 23.10.2017