Прорыв на бишкекско-ташкентском направлении
Эгамберды Кабулов
Визит киргизского президента Алмазбека Атамбаева в Ташкент, его встреча с коллегой Шавкатом Мирзиеевым, подписание множества важных документов стали прорывом в узбекско-киргизских отношениях, которые долгие годы оставались напряженными.
Два года назад Узбекистан перекрыл подачу газа на юг Киргизии. И, к примеру, жители южной столицы – почти полумиллионного города Оша остались на зиму без тепла. Киргизская сторона не стала продлевать ежегодный контракт, предполагая, что успеет оформить сделку по продаже киргизской газотранспортной системы «Газпрому», и тогда не правительство, а российская энергокомпания будет платить за поставки. Но сделка затянулась, а полстраны осталось без тепла. Никакие попытки договориться с Ташкентом, в том числе и российской компании, к положительному результату не привели. То есть Ташкент был готов даже себе в убыток игнорировать соседа...
При первом президенте Узбекистана Исламе Каримове отношения с Киргизией были фактически заморожены. Только с приходом к власти Шавката Мирзиеева они стали развиваться поступательно.
Началось...
«По узким и деликатным вопросам мы с Алмазбеком Шаршеновичем сначала обсудили вдвоем, договорились. Те вопросы, которые не решались двадцать лет, мы их будем решать. Надо ради наших народов это делать. Мы придаем важное значение нашим отношениям и с большим оптимизмом оцениваем их будущее», – отметил Ш.Мирзиеев перед началом переговоров делегаций.
В ходе визита были урегулированы пограничные вопросы о демаркации и делимитации, подписаны соглашения об участии Узбекистана в строительстве ГЭС в Киргизии, полном контроле над Ортотокойским водохранилищем (находится на территории Киргизии, арендуется Узбекистаном, охраняется узбекскими военными), участии в китайском проекте строительства железнодорожного Шелкового пути из Китая через Киргизию в Узбекистан и далее до Ирана, а также ряд других документов о сотрудничестве в сфере безопасности, военном сотрудничестве, о сотрудничестве в сфере туризма и других.
Переговоры также удачно вписались в нынешнюю предвыборную гонку в КР. Успешный визит к соседу добавит голосов кандидату от партии власти. В данном случае особенно важны голоса узбеков, живущих в Киргизии, которые составляют пятую часть населения страны и сконцентрированы на юге страны в областях, граничащих с Узбекистаном.
Мнения
Игорь Шестаков, сопредседатель клуба региональных экспертов «Пикир» (Киргизия):
Еще в октябре прошлого года впервые в межгосударственных отношениях Кыргызстана и Узбекистана начался обмен делегациями из приграничных регионов. Понятно, что без поддержки президентов Алмазбека Атамбаева и Шавката Мирзиеева этот межрегиональный диалог не начался бы. Но, на мой взгляд, очень важно, что именно на уровне народной дипломатии начался процесс переформатирования и развития двухстороннего сотрудничества, которое сегодня вышло на конструктивный уровень, о чем свидетельствует интенсивный характер переговоров руководителей двух стран. Уже достигнуты важные соглашения по решению пограничных вопросов, которые не решались на протяжении последних 25 лет. Эти шаги позволили не только облегчить передвижение граждан Кыргызстана и Узбекистана, но и активизировать процессы экономического взаимодействия, причем не только на двухстороннем уровне, но и в рамках евразийской интеграции.
Необходимо учитывать, что Кыргызстан является членом ЕАЭС, а Узбекистан – одним из крупнейших поставщиков товаров в Российскую Федерацию. В этой связи стоит ожидать появления совместных предприятий и других экономических проектов, которые будут хорошо вписываться в евразийскую экономическую интеграцию. Недавно в Ташкенте было подписано трехстороннее соглашение между бизнес-структурами Узбекистана, Кыргызстана и России по реализации аграрного проекта по производству картофеля. Безусловно, результаты такого сотрудничества связаны с новым видением внешней политики, которую проводит новый президент Узбекистана и стремлением Алмазбека Атамбаева не просто стабилизировать взаимоотношения с соседним государством, но и дать возможность будущему президенту Кыргызстана продолжать эффективное сотрудничество и реализовывать подписанные на днях соглашения в Ташкенте. Не думаю, что это связано только с выборами. Все время своего президентства Атамбаев также выстраивал реальное взаимодействие с Российской Федерацией.
Сергей Наумов, независимый журналист из Узбекистана:
Мирзиеев обаял всех, даже Атамбаева, которой просто ненавидел умершего Каримова. Уверен, узбекская сторона во время визита кыргызского президента руководствовалась исключительно своими интересами, не скупясь на заверения в вечной дружбе. Если не брать во внимание политическую сторону взаимоотношений двух стран, то важной для узбекского президента становится экономическая экспансия. Мирзиеев «облагородил» политическую площадку в Центральной Азии и тем самым дал импульс экономическому доминированию Узбекистана в регионе. Что касается Кыргызстана, то со страной-политическим карликом Узбекистан ведет себя предельно дружелюбно и вовсе не стремится пугать соседа своей мощью. Ослабление пограничного режима совсем не означает, что узбекские силовики благодушно смотрят на исламистов по ту сторону рубежей. Впрочем, и власти Кыргызстана будут пристально следить за развитием связей между Узбекистаном и узбеками, живущими на юге страны.
Марс Сариев, один из ведущих киргизских политологов:
С самого начала, когда Мирзиеев пришел к власти, это была целиком и полностью инициатива узбекской стороны. Именно Ташкент первый подал сигнал к нормализации отношений. Достаточно вспомнить с чего начиналось – взаимные визиты делегаций приграничных областей, а именно визит кыргызских делегаций в Андижан. Я еще тогда сказал, что инициативы Мирзиеева не просто оттепель, а системный подход к налаживанию отношений с окружающими Узбекистан соседними странами.
Насчет Кыргызстана и данного визита можно сказать, что ложка дорога к обеду. У нас на следующей неделе – президентские выборы. И поддержка ключевого игрока в регионе крайне важна для Бишкека. Успешная встреча Атамбаева и Мирзиеева автоматически отражается на кандидате от партии власти Жээнбекове. И не надо забывать почти о миллионе узбеков, проживающих на юге страны, в соседних с Узбекистаном областях. Они внимательно следят за отношениями между нашими странами и будут голосовать, исходя из того в том числе, как строятся отношения между нашими двумя государствами. Поэтому визит Атамбаева в Ташкент отражается и на предвыборной ситуации, претендент от партии власти может получить в этой гонке какие-то преференции.
Этот визит также ставит жирную и красивую точку в деятельности Атамбаева на посту президента. То есть нормализацию отношений с Узбекистаном он может записать себе в плюс. Атамбаев заканчивает свое правление на мажорной ноте. А так как все сейчас подводят итоги его нахождения у власти, то ему хотелось бы побольше таких вот достижений. Все хотят остаться в памяти народной успешными.
Если говорить о конкретных договоренностях в результате визита, конкретных документах, то отдельно стоит обратить внимание на некоторые из них. Например, о строительстве ГЭС. Узбекистан стал полноценным партнером, без голоса которого не будет решаться вопрос строительства. То есть Ташкент провел весьма успешный дипломатический маневр перед уходом Атамбаева потому, что следующий президент не сможет дезавуировать эти договоренности. Еще важен момент разрядки вокруг Ортотокойского водохранилища. Тот факт, что удалось вывести из страны иностранных военных и взять под контроль свою же собственность, также положительно влияет на имидж Атамбаева и на выборы.
Решение этих вопросов взаимовыгодно, это надо было сделать давно, но инициатива шла из Ташкента, а не Бишкека.
Теперь о железной дороге, вернее китайском проекте железнодорожного Шелкового пути. Трасса, которую хотят построить китайцы через Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан или Афганистан, далее через Иран и к морям, это конкурент Транссибирской магистрали. То есть России этот проект невыгоден. Кыргызстан был занозой, который тормозил этот проект, не позволяя проложить колею через свою территорию. Ему этот проект на тех условиях, которые предлагают китайцы, не просто не выгоден, а опасен. Кстати, во внутренних китайских документах этот проект определяется как узбекско-китайский, Кыргызстан значится там лишь как транзитная территория. Но если мы уже влезли в эти игры, то нам надо получить максимум преференций. Остаются открытыми такие вопросы: по северу или югу страны пройдет колея, какого стандарта она будет – советского или китайского, и, конечно, финансовый вопрос, кто и сколько будет платить. Узбекистану нужна эта сквозная магистраль, это – инструмент экономической свободы для него, и он будет форсировать проект.
Полагаю, что ключевая цель нормализации отношений Узбекистана с Кыргызстаном – именно строительство этой трассы.
Ритм Евразии. 10.10.2017