«Миротворчество — один из ключевых ориентиров ОДКБ»
В апреле этого года генеральным секретарем Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) стал представитель Армении, генерал-полковник Юрий Хачатуров. В интервью «Известиям» он рассказал о деятельности организации, предстоящих учениях ОДКБ, форматах кооперации с ООН и разногласиях с Североатлантическим альянсом.
— Это ваше первое интервью печатным СМИ в новой должности. Расскажите о главных приоритетах ОДКБ. Каких успехов уже удалось достичь, что планируете в ближайшее время?
— Прежде всего, позвольте приветствовать читателей газеты «Известия» и поблагодарить редакцию за предоставленную возможность выступить перед столь широкой аудиторией. Мой предшественник Николай Бордюжа неоднократно выступал со страниц газеты «Известия».
Лейтмотив моей работы в статусе Генсекретаря ОДКБ — обеспечить преемственность линии, проводимой нашей организацией в прежние годы. Ведь за 15 лет существования она укрепилась в статусе авторитетной многофункциональной региональной международной организации, которая эффективно действует в сфере обеспечения безопасности. Причем во всем спектре современных вызовов и угроз. Доверие, оказанное мне главами наших государств, обязывает к тому, чтобы приложить все усилия для достижения стоящих перед нами целей.
В июне-июле этого года под председательством Белоруссии были успешно проведены заседания уставных органов ОДКБ — советов министров иностранных дел и обороны, а также Комитета секретарей советов безопасности. Обсуждались вопросы безопасности, приняты соответствующие решения и намечены реперные точки по направлениям развития политического, военного и военно-технического сотрудничества государств-членов. Кроме того, мы определили приоритетные направления, в числе которых борьба с международным терроризмом и обеспечение информационной безопасности.
Наши главные задачи на ближайшую перспективу: проведение в ноябре очередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ и серии военных учений, объединенных общим оперативно-стратегическим замыслом «Боевое братство–2017», которые, как известно, являются венцом подготовки Коллективных сил ОДКБ.
— Недавно вы вернулись с Генассамблеи ООН в Нью-Йорка. Вы участвовали и в традиционно проводимой на полях ГА рабочей встрече министров иностранных дел государств-членов ОДКБ. Каковы результаты?
— Наша организация еще в 2004 году обрела статус наблюдателя при ООН. Она является ее значимым региональным партнером. Мы сумели наладить взаимодействие по многим направлениям, связанным с обеспечением безопасности в современном мире. Секретариат ОДКБ ведет активную дискуссию со многими департаментами ООН. Так, например, находясь в Нью-Йорке, я провел встречи с заместителями генсекретаря ООН, курирующими направления нашего двустороннего сотрудничества: по миротворческой деятельности — Жан-Пьером Лакруа и по контртеррористической — Владимиром Воронковым.
С учетом важности координации наших усилий на антитеррористическом треке также была проведена встреча с исполнительным директором Исполнительного директората Контртеррористического комитета при СБ ООН Чэнь Вэйсюном. Хотел бы отметить встречу с новым генсекретарем ОБСЕ Томасом Гремингером, который также приехал на «министерскую неделю» ООН. В ходе этих переговоров была подтверждена обоюдная готовность и намерение продолжать развивать наше взаимодействие.
20 сентября на полях сессии Генассамблеи ООН прошла традиционная встреча глав МИДов государств – членов ОДКБ. Основное внимание уделили проблемам борьбы с терроризмом, обеспечения стабильности в мире и региональной безопасности. Приняты три совместных заявления: «О противодействии международному терроризму», «Об обеспечении всеобъемлющей стабильности в мире», а также «О положении в Афганистане и угрозе усиления позиций международных террористических и экстремистских организаций в северных провинциях страны».
— Обсуждались ли вопросы дальнейшего взаимодействия между ОДКБ и ООН, особенно в области миротворчества?
— Разумеется, обсуждались со всеми главными собеседниками. Я могу сказать, что в целом сотрудничество ОДКБ с ООН развивается конструктивно и мы им довольны. Наша наиболее тесная работа проходит с такими структурами организации, как Департамент по миротворческим операциям, Управление по наркотикам и преступности, Директорат Контртеррористического Комитета.
Мы взяли курс на поэтапное подключение ОДКБ к глобальному процессу антикризисной деятельности ООН. Миротворчество — это один из ключевых ориентиров ОДКБ на долгосрочную перспективу. Наши миротворческие силы отвечают основным требованиям и стандартам ООН, как по структуре, так и по уровню готовности. Сделано действительно немало, создан серьезный задел на перспективу, но этого явно недостаточно.
Сегодня наши эксперты работают над тем, чтобы соединить воедино потребности ООН с имеющимися ресурсами ОДКБ. В результате, как мы надеемся, откроются возможности для ограниченного участия ОДКБ в международной миротворческой деятельности.
В этом контексте большое значение имеет формирование из состава миротворческих сил ОДКБ полицейского контингента для задействования в операциях по поддержанию мира ООН. Кстати говоря, это была инициатива Департамента операций ООН, и мы работаем в этом направлении. К слову, мы планируем 16–20 октября в Казахстане провести учение «Нерушимое братство–2017» с приглашением экспертов ООН в качестве наблюдателей-консультантов. Кроме того, по предложению ООН мы собираемся направить двух-трех специалистов ОДКБ для практического изучения и согласования подходов ООН. Я уверен, что такая стажировка будет полезной.
— Существует ли потенциал расширения сотрудничества между ОДКБ и ОБСЕ? Есть ли у двух организаций совместные проекты на антитеррористических и антинаркотических треках?
— На самом деле, мы удовлетворены тем, как развивается сотрудничество между ОДКБ и ОБСЕ. В последние годы регулярно проходят встречи руководителей организаций. Работа идет на всех уровнях. Треки, которые вы упомянули, для нас наиболее актуальны.
— В последние десятилетия мы наблюдаем процесс расширения НАТО на восток. Как страны ОДКБ намерены выстраивать свои отношения с Североатлантическим альянсом?
— Сегодня ОДКБ и НАТО не взаимодействуют, хотя мы могли бы совместно работать над поддержанием региональной и международной безопасности, бороться с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и другими угрозами. Мы постоянно выдвигаем эти предложения НАТО. Начали мы это делать с 2004 года. Однако ответа так и не получили до настоящего времени. При этом НАТО имеет в соответствии с «планом индивидуального партнерства» отношения с каждым из входящих в ОДКБ государств. Отказ НАТО от диалога с ОДКБ вызывает особое сожаление с учетом нынешней обстановки в мире, для которой характерны террористическая активность, не утихающие конфликты, высокий кризисный потенциал. И выглядит это особенно непонятно на фоне развивающегося взаимодействия ОДКБ с ООН и ОБСЕ, о которых я уже говорил выше.
— Договору о коллективной безопасности 25 лет, ОДКБ — 15. В честь знаковой даты войска организации проведут совместные учения...
— Хочу сразу заметить, что мы не задавались целью продемонстрировать в юбилейном году что-то особенное. Во всех вопросах, в том числе и в проведении учений, мы ориентируемся, прежде всего, на наши долгосрочные планы, которые рассчитаны до 2020 года. Детализация тематики учений содержится в планах совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки на этот год, утверждаемых решениями совета министров обороны и комитета секретарей советов безопасности.
Отличительная особенность учений в юбилейном году — то, что в соответствии с приоритетом председательствующей Белоруссии они проводятся в абсолютно новой для ОДКБ форме обучения Коллективных сил, в формате оперативно-стратегического учения «Боевое братство-2017». Это позволит вывести на новую ступень систему оперативного реагирования на возникающие кризисные ситуации и повысить оперативную готовность сил ОДКБ.
Учение «Боевое братство» включает учения «Поиск–2017», «Взаимодействие–2017», «Нерушимое братство–2017», а также учение спасательных подразделений. Всего будут привлечены более 12 тыс. человек, свыше 1,5 тыс. единиц техники.
Беседовал Георгий Асатрян
Известия. 11.10.2017