Киев опять передумал и захотел в НАТО

Татьяна Ивженко

Украина и Североатлантический альянс начали диалог о времени подачи заявки на получение Плана действий по членству в НАТО (ПДЧ). Об этом сообщил глава Миссии Украины при НАТО Вадим Пристайко. Он не исключил, что по итогам запланированного на июль 2018 года саммита альянса в Брюсселе Киев присоединится к программе расширенных возможностей для особых партнеров НАТО (Enhance Opportunity Program).

О существующих планах Вадим Пристайко рассказал в эксклюзивном интервью государственному информагентству «Укринформ» накануне заседания Совета НАТО–Россия. Эта линия диалога, по словам дипломата, «вызывает много критики со стороны тех, кто считает, что с агрессором вообще не нужно поддерживать связь». Но есть страны, которые «верят, что России нужно разъяснять, чтобы она поняла и отстала от Украины». Пристайко заверил: «НАТО остается непреклонным: Россия должна уйти с территории Украины, аннексия Крыма не признается, Москва должна выполнять Минские договоренности». Он подчеркнул, что сотрудничество с НАТО развивается по плану: «Мы уже десятый год выполняем наши национальные программы сотрудничества с НАТО, которые соответствуют ожиданиям союзников в рамках ПДЧ».

Как известно, Украина еще в период президентства Виктора Ющенко намеревалась подписать с НАТО ПДЧ. Однако против выступила российская сторона, и европейские лидеры в 2008 году сочли необходимым учесть ее мнение. Поэтому подписание ПДЧ тогда сорвалось, хотя руководство альянса продолжало уверять, что «двери НАТО открыты для Украины».

К этому вопросу стороны вернулись нынешним летом. В начале июля в Киеве состоялось заседание Совета НАТО с участием генсека альянса и послов стран-членов при штаб-квартире в Брюсселе. Готовясь к этому мероприятию, Верховная рада в экстренном порядке внесла поправки в законодательство: членство в НАТО было названо стратегическим приоритетом внешней политики Украины, а формулировки о необходимости достичь критериев членства в законодательстве были сокращены.

Спустя неделю после голосования в парламенте президент Петр Порошенко, подводя итоги киевского заседания Совета НАТО, сказал в присутствии генерального секретаря альянса Йенса Столтенберга: «Мы считаем необходимым начать дискуссию о введении Плана действий относительно членства. Сегодня мы обсудили это. И наши предложения о начале дискуссии были с удовлетворением восприняты (послами стран – членов НАТО. – «НГ»)».

Но сразу после этого заявления, которое СМИ преподнесли как сенсационную вторую попытку Украины получить ПДЧ, появились уточнения. Почти сразу официальный представитель альянса Пирс Казалет отметил, что представители НАТО только «приняли во внимание предложения президента начать такую дискуссию». Затем Йенс Столтенберг разъяснил: «Президент Порошенко поднял вопрос о Плане действий по членству, союзники приняли это во внимание, но у нас есть внутренняя дискуссия. У Украины есть механизмы, и она должна стремиться в НАТО при помощи того, что мы называем «субстантивное партнерство», и мы сможем вместе сделать больше». Генсек альянса обратил внимание на то, что Киеву нужно подготовиться: «Реформы, модернизация, борьба с коррупцией, соответствие стандартам НАТО». Он призвал не спекулировать на теме временных рамок. И заверил, что вопрос сближения Украины с НАТО будут решать только Украина и страны – члены НАТО: «Никто другой не должен вмешиваться в этот процесс».

Намек был адресован российской стороне. Тогда пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя новости о киевском заседании, сказал, что предоставление Украине ПДЧ в России расценили бы как шаг к дальнейшему продвижению альянса к российским границам. А это не способствовало бы укреплению европейской безопасности, напомнил он неизменную позицию РФ.

В НАТО же нацелены на продолжение диалога с Россией. Йенс Столтенберг летом подчеркнул: «Важно говорить с Россией, особенно в условиях, когда напряжение возрастает. Это то, что мы называем политическим диалогом... Россия ответственна за агрессивные действия против Украины, аннексировав Крым и дестабилизировав ситуацию на востоке Украины. Мы призываем Россию отвести силы оттуда… использовать все свое влияние на боевиков, чтобы обеспечить выполнение Минских договоренностей».

Президент Порошенко, выступая в начале сентября в Верховной раде с ежегодным посланием, тоже сказал: «Без формального утверждения Плана действий относительно членства мы тем не менее выполняем его в одностороннем порядке». Украинский лидер подтвердил, что объявит референдум по вопросу о членстве в НАТО в тот момент, когда страна будет готова подать заявку: «Инициирую в надлежащее время референдум, чтобы продемонстрировать волю украинского народа всем. И нашим друзьям, и нашему агрессивному соседу, и всем украинским политикам».

Проведенное летом социологическое исследование, результаты которого обнародовал фонд «Демократические инициативы» им. И. Кучерива, показало, что с 2012 года в Украине в три раза увеличилось число сторонников членства в НАТО. В 2012 году – 13%, в мае 2014-го – 33%, в декабре 2014-го – 44%, в ноябре 2015-го – 46%, в июне 2017-го – 47%. «В украинском обществе ориентация на вступление в НАТО мотивируется преимущественно тем, что это лучший способ гарантировать национальную безопасность Украины», – отметили эксперты.

Однако на востоке и юге сильна поддержка внеблокового статуса. В целом по стране число сторонников этой идеи снизилось с 42% в 2012 году до 31% в 2017-м. Но этот показатель достигается в основном за счет юга (37%) и востока (38%) страны. Кстати, именно в этих областях Украины до сих пор существует поддержка идеи военного союза с РФ и странами СНГ: 13% на востоке и 11% в южных областях. В целом по Украине это направление поддерживают менее 6% населения (в 2012 году было 26% в целом, но 38% на востоке и 31% на юге страны).

«Если бы референдум по поводу членства в НАТО проводился летом 2017 года, участие в нем приняли бы 66% населения. Больше всего на западе страны (81%), меньше всего на юге (42%). Из тех, кто принял бы участие в референдуме, 69% проголосовали бы за вступление в НАТО, 26% против… Весной 2012 года показатели были бы противоположными: 61% «против» и 28% «за», – сообщили социологи.

Эксперты отмечают, что мнение населения – это только одна сторона вопроса. Вторая – позиция стран – членов НАТО. Директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик ранее сказал СМИ, что США и ЕС опасаются дестабилизации в евразийском регионе, толчком к которой могло бы послужить продвижение Украины к членству в НАТО: «Это будет означать вызов России и приведет к эскалации с непредсказуемыми последствиями». Он отметил, что Киеву не стоит торопить события: «Украина находится в зоне интересов НАТО, ни одна страна, которая является участником программы «Партнерство ради мира», не имеет такого качества сотрудничества, как у нас».

Сейчас Вадим Пристайко в интервью «Укринформу» пояснил, что разговор о ПДЧ начат: «С того дня, когда я передал ему письма от президента Украины, там речь шла о том, что наша главная политическая задача – получить членство в НАТО. Но чтобы этого достичь, нужно начать диалог, получить ПДЧ и выполнять его». Посол отметил, что к вопросу о временных рамках есть разные подходы: «Когда это лучше сделать. Подавать ли заявку, когда уже будет результат, например в 2020 году, который мы определили как этап, когда Украина достигнет стандартов НАТО и сможет продемонстрировать, насколько государство продвинулось по многим направлениям, в первую очередь в оборонной сфере. Есть идея использовать именно этот момент. Это будет хорошая возможность сказать: видите – мы выполнили то, что обещали».

Независимая газета. 26.10.2017

Читайте также: