Белорусские продукты по-прежнему вызывают претензии Россельхознадзора
Кирилл Соков
Россельхознадзор 27 сентября ввел режим усиленного контроля в отношении пяти белорусских агропредприятий, продукция которых не соответствует нормативам России и ЕАЭС. Регулярное принятие российским контрольным ведомством подобных мер лишний раз свидетельствует, что проблемы кроются вовсе не в политических и экономических противоречиях Москвы и Минска, а именно в качестве самих продуктов, которое нередко оставляет желать лучшего.
Усиленный контроль введен в отношении продуктов, поставляемых на российский рынок компаниями «Мстиславльмолоко», «Гродненское областное потребительское общество «Убойный цех Дятловского филиала», «Глубокский молочно-консервный комбинат», «Лидский молочно-консервный комбинат» и «Полоцкий комбинат хлебопродуктов». В их продукции обнаружены запрещенные нормативами химические вещества. Так, в сухом обезжиренном молоке и сыворотке, экспортируемых в Россию предприятиями «Мстиславльмолоко», «Глубокский молочно-консервный комбинат» и «Лидский молочно-консервный комбинат», найдены линкомицин и тилмикозин, а в говядине «Гродненского областного потребительского общества» и «Полоцкого комбината хлебопродуктов» – остатки тетрациклина.
Несоответствие жирно-кислотного состава в молоке и молочной продукции обнаружено также в продуктах казахстанского ТОО «Деп», о чем были проинформированы профильные службы соседнего государства. Очевидно, однако, что основные проблемы с экспортом в Россию продовольствия, не соответствующего принятым в ЕАЭС нормативам, связаны именно с Белоруссией. В попытках изменить структуру экономики, диверсифицировать экспорт и нарастить его объем белорусские продовольственные компании не останавливаются перед использованием запрещенных лекарственных веществ. Такая политика позволяет увеличить объемы производства, но негативно влияет на качество производимой продукции и ее потребительские свойства. Причем сталкивается с этим отнюдь не только Россельхознадзор, но и рядовые потребители, которым довелось приобрести белорусские продукты.
Поставки продовольствия с отдельных белорусских предприятий в течение этого года ограничивались неоднократно. Так, 15 мая Россельхознадзор ввел режим усиленного контроля в отношении 9 компаний, продукция которых не соответствовала нормам РФ и ЕАЭС – «Слуцкого сыродельного комбината», «Бабушкиной крынки», «Барановичского молочного завода», «Кобринского маслосырзавода», «Пружанского молочного комбината», «Мозырских молочных продуктов», «Молочной компании «Новогрудские дары», «Молодечненского молочного комбината» и «Лепельского молочно-консервного комбината». 19 мая были временно ограничены поставки с 7 белорусских предприятий, в число которых попали «Кобринский маслодельно-сыродельный завод», «Молодечненский молочный комбинат», «Новогрудские дары», «Пружанский молочный комбинат» и «Слуцкий сыродельный комбинат». Среди запрещенных веществ, обнаруженных в их продукции, были найдены антибиотики.
22 мая Россельхознадзор ограничил поставки продовольствия с белорусских агропредприятий «Мясопродукт», «Розовый кит» и «Мясной двор «Тарасово». В отношении еще 9 белорусских компаний был введен режим усиленного лабораторного контроля продукции. Причем одновременно для девяти других белорусских предприятий режим усиленного контроля был отменен.
Масштабы ограничений, вводимых против белорусских компаний, побудили Россельхознадзор опубликовать их сводную статистику. По сообщению пресс-службы ведомства, на конец мая для 24 белорусских предприятий были введены ограничения временного характера по поставкам молочной продукции, для 5 предприятий – в отношении поставок кормов и еще 20 компаний имели право экспортировать в Россию лишь отдельные виды сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Кроме того, для 34 белорусских предприятий действовал усиленный лабораторный контроль, 26 были вынесены предупреждения, а к 34 применялись специальные требования. Наиболее часто запреты на поставку в Россию вводились в отношении производимого в Белоруссии сухого молока, сухой молочной сыворотки, сыра и масла – продуктов, которые отличаются высокой добавленной стоимостью и приносят большую прибыль.
Примечательно, что в апреле Москва и Минск полностью урегулировали свои противоречия в нефтегазовой сфере, которые теоретически могли бы являться поводом для давления на белорусскую сторону путем введения ограничений на поставки продовольствия. Белоруссия вернула России долг за поставки углеводородов, взамен чего ей были предоставлены скидки на нефть и льготные цены на природный газ. Для Минска разрешение этого спора было особенно важно, поскольку экспорт нефтепродуктов, поставляемых в страны Евросоюза, обеспечивает ему львиную долю валютной выручки и гарантирует наполнение бюджета. В итоге двухсторонние политико-экономические отношения в целом удалось нормализовать. А вот с качеством продукции ряда белорусских предприятий по-прежнему беда.
В результате случаи введения ограничений на поставки белорусского продовольствия в Россию имели место и в дальнейшем. Так, 31 июля стало известно, что Россельхознадзор ввел режим усиленного лабораторного контроля в отношении 6 белорусских предприятий, производящих мясную продукцию. В мясе птицы компании «Витконпродукт» и говядине Глубокского мясокомбината были обнаружены остатки тетрациклина, в мясе птицы птицефабрики «Рассвет» и птичьих субпродуктах «Смолевичи бройлера» – остатки офлоксацина, а в продукции «Первой минской птицефабрики» и племптицзавода «Белорусский» – патогенные бактерии, включая сальмонеллы. При этом белорусские компании не оставляли попыток введенные против них ограничения обойти. В это же время на трассе Москва–Минск при досмотре грузового автомобиля были обнаружены 20 тонн сливочного масла с предприятия, в отношении которого действуют временные ограничения. Причем поставлялось масло с поддельным сертификатом.
На официальном уровне претензии к своей продовольственной продукции Минск нередко отрицает. «У нас на достаточно высоком уровне сегодня налажен контроль – контроль по сырью, контроль по выпуску готовой продукции, по отгрузке, – заявил в начале марта глава Министерства сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии Леонид Заяц. – У нас не вызывает никакого сомнения внутри Беларуси, что где-то (то есть в России. – Ред.) принижен или на недостаточном уровне находится ветеринарный контроль. У нас есть аккредитованные лаборатории, в том числе и в областях, имеются опытные специалисты. Не вызывает никакого сомнения, что продукция качественная. Ведь потребляет продукцию не только Российская Федерация, а и много других стран. Но из других стран никаких рекламаций не поступает, хотя наше мясо, наше молоко, готовая продукция поставляется в десятки стран, в том числе Евросоюза».
Тем не менее обоснованность российских претензий к качеству поставляемой сельхозпродукции Белоруссия фактически признала. В начале мая замглавы Минсельхозпрода Александр Субботин заявил, что его ведомство подготовило ответы на все замечания, полученные от Россельхознадзора. «Ряд белорусских предприятий, преимущественно частных, был закрыт самой ветинспекцией Белоруссии, после того как были обнаружены некоторые недостатки, – отметил он. – Но для нас самое главное – сохранить для экспорта крупных добросовестных поставщиков, с мировым брендом». К их числу А.Субботин отнес Волковысский «Беллакт», Рогачевский молочно-консервный комбинат, Калинковичский молочный и Березовский сыродельный комбинаты, в отношении которых с августа прошлого года действовали введенные Москвой ограничения.
Показательно, что в июле белорусские власти сами приостановили выдачу ветеринарных сертификатов на продукцию двух молочных предприятий – ОАО «Молоко» и производственного цеха «Сенненский» ОАО «Оршанский молочный комбинат». Основанием для этого стали отклонения в содержании белка, обнаруженные в сухом молоке. Также временно приостанавливался экспорт в РФ комбикормов с 7 предприятий, в продукции которых были обнаружены незарегистрированные линии генномодицифированных растений. Кроме того, экспорт в Россию был запрещен двум небольшим частным мясоперерабатывающим предприятиям, одно из которых осуществляло поставки с нарушением температурного режима, а другое занималось реэкспортом украинского мяса. В целом же действия белорусских надзорных органов свидетельствуют, что в этой сфере как минимум не все в порядке.
На этом фоне политически мотивированными выглядят отнюдь не действия Россельхознадзора, ответственного за качество импортируемого продовольствия, а попытки некоторых белорусских чиновников, пытающихся отрицать очевидное. Тут единственный правильный путь – повышение качества продовольствия, что скажется и на объемах продаж, и на его привлекательности в глазах потребителей.
Ритм Евразии. 09.10.2017