Зачем Владимир Путин встречался с Виктором Орбаном?
Любовь Шишелина
Доктор исторических наук, заведующая отделом исследований Центральной и Восточной Европы ИЕ РАН
______________________________________________________________________________________________
Прошедшие 28 августа 2017 г. переговоры В.Путина и В.Орбана можно назвать встречей «предположений», поскольку в венгерской прессе ее повестка была освещена слабо. В свою очередь, в российских СМИ упоминались лишь традиционные темы двустороннего сотрудничества — энергетика, сельское хозяйство и т.д. Тем не менее сложившаяся ситуация не уменьшает значимости встречи, поскольку, возможно, мы становимся свидетелями нового формата общения лидеров России и Венгрии. Венгрия стала первой страной, которую В.Путин посетил после введения антироссийских санкций в 2014 г. С зимы 2009–2010 гг. встречи глав государств носят регулярный характер. В 2017 г. это уже второй визит В.Путина в Венгрию (первый состоялся 2 февраля 2017 г.).
Визит президента состоялся по приглашению Международной федерации дзюдо. Поскольку В.Путин возглавляет эту организацию (В.Путин - почетный президент Международной федерации дзюдо. - МП.), его действия можно расценить как дружественный жест. Вероятно, президент России одновременно использовал свой визит и для того, чтобы обсудить последние детали переговоров по контракту крупнейшего для Венгрии энергетического проекта «Пакш». Такой вывод можно сделать на основе того, что церемонию открытия 31-го Чемпионата мира по дзюдо, на которой присутствовали В.Путин и В.Орбан, также посетил известный влиятельный венгерский предприниматель и председатель совета директоров крупнейшего венгерского OTP Банка Шандор Чани. Он также возглавляет крупнейший венгерский агрохолдинг. Параллельно могли обсуждаться вопросы двустороннего сотрудничества в области сельского хозяйства.
Так или иначе, энергетическое сотрудничество России со странами Центральной Европы представляется чрезвычайно актуальным. Государства региона оказались в проигрыше на фоне политики «Восточного партнерства» ЕС, которую они, не задумываясь о последствиях, так усиленно педалировали. Если до украинского кризиса Россия стремилась снизить транзит энергоресурсов через Украину, то сегодня энергопоставки и вообще сообщение через страну стали неуклонно снижаться. В связи с открытием «Северного потока» и строительством «Южного потока» государства региона из «входных ворот» для энергоресурсов на территорию ЕС превратились в конечных получателей российской продукции. Сегодня перед странами встает актуальный вопрос — по каким ценам они будут получать ресурсы.
Безусловно, санкции оказали определенное влияние на двустороннее сотрудничество. Однако утверждать, что они серьезно отразились на экономическом положении двух стран, было бы неверно. К тому же Россия проводит относительно гибкую политику в отношении санкций и импортирует определенную продукцию из открытых для экономических связей стран, в том числе Венгрии. Не случайно в ходе переговоров двух глав было сказано, что по сравнению с показателями 2016 г. в 2017 г. товарооборот стран вырос на четверть.
В.Путину было важно показать, что есть страны, с которыми у России, несмотря на санкции, активно развиваются отношения и реализуются совместные проекты.
Встреча также может иметь и стратегическое значение. 6 июля 2017 г. президент Д.Трамп нанес визит в Варшаву, где выступил с практически программной речью. Возможно, мы наблюдаем какую-то символическую игру, поскольку Дж.Буш-старший 10 июля 1989 г. в Варшаве также выступил с речью, которая положила начало новой политике Запада в Восточной Европе. России необходимо реагировать на такие действия, поэтому не исключено, что одной из целей визита В.Путина было стремление показать, что Россия также поддерживает отношения со странами региона. Однако, к сожалению, с Польшей сейчас сотрудничество находится на неудовлетворительном уровне. Встреча в Венгрии — удачная возможность для такой демонстрации, а также для начала выработки стратегии отношений со странами Центральной Европы, которая отсутствует в Концепции внешней политики Российской Федерации.
Существует мнение, что Венгрия или Словакия могут выступить против санкций, однако вряд ли можно ожидать такого сценария. Будучи прагматиками, лидеры этих стран понимают, что в текущей ситуации альтернативы не существует. С другой стороны, сотрудничество с Россией тоже придает государствам определенный вес в Европейском союзе. Брюссель с осторожностью наблюдает за странами, особенно в связи с участившимися с их стороны высказываниями в защиту собственных национальных интересов.
В 2018 г. в Венгрии состоятся парламентские выборы, и в стране уже началась предвыборная кампания. В 2018 г. выборы пройдут и в России, поэтому В.Путину было важно показать, что есть страны, с которыми у России, несмотря на санкции, активно развиваются отношения и реализуются совместные проекты. Визит В.Путина также имеет серьезное значение в рамках предвыборных интересов В.Орбана. «Русский фактор» играет значимую роль во всех избирательных кампаниях Венгрии уже на протяжении 25–30 лет. Если раньше связи с Россией имели скорее негативный эффект, то со временем сотрудничество с Москвой играет на повышение рейтинга политических лидеров и их партий.
Существует вероятность, что В.Орбан вновь займет пост главы правительства. В Венгрии очень слабая оппозиция. Она потерпела крах в первом десятилетии XXI в., особенно на выборах 2010 г. С тех пор оппозиция не может выдвинуть реального лидера, ее электорат уменьшается. С мая по июнь 2017 г. рейтинг партии «Фидес» повысился на 1%. Сегодня, по предварительным опросам, за «Фидес» свои голоса готовы отдать 48% населения Венгрии. Вопрос, скорее всего, заключается в том, получит ли эта партия в третий раз конституционное большинство (как это случалось два раза подряд на предыдущих выборах), то есть две трети мест в парламенте, позволяющие принимать решения конституционного характера, или простое большинство. Если партия получит простое большинство, она сможет сформировать правительство, но для решения вопросов стратегической — конституционной — важности, ей придется с кем-то лоббироваться. Найти партнеров для достижения этой цели, кроме традиционных союзников — Христианско-демократической народной партии, будет не просто. У «Фидес» очень сложные отношения с крайне правой националистической партией «Йоббик», которая в последний месяц обошла на несколько процентов своего основного оппонента — социалистическую партию. Ранее ей это не удавалось. Но эти две партии противоположного политического спектра могут объединяться в противостоянии партии В.Орбана.
РСМД. 07.09.2017