В Брюсселе идут жаркие дебаты по "Северному потоку–2"
Андрей Карабьянц
В Брюсселе идут жаркие дебаты по поводу строительства газопровода "Северный поток–2". Европейская комиссия (ЕК) хочет получить мандат от Европейского союза (ЕС) на ведение переговоров с Россией о поставках газа, что может отрицательно сказаться на реализации проекта. Кроме того, Польша и ряд восточноевропейских стран стремятся не допустить строительства газопровода и надеются, что американские санкции против России не позволят европейским партнерам "Газпрома" осуществить проектное финансирование.
Рост спроса на импортный газ в Европе
В настоящее время спрос на газ в Европе оценивается на уровне 500 млрд куб. м/г. Большинство западных экспертов не ожидают значительного увеличения спроса на этот вид энергоносителей со стороны европейских стран до 2030 г. Однако собственная добыча быстро снижается, поэтому зависимость Европы от импорта газа растет.
В прошлом году "Газпром" экспортировал в Дальнее зарубежье (европейские страны и Турцию) рекордный объем природного газа – 179,3 млрд куб. м. В этом году поставки российского трубопроводного газа могут достигнуть 190 млрд куб. м.
Весной этого года "Газпром" пошел на ряд значительных уступок, включая разрешение на перепродажу российского газа в пределах ЕС, что повышает заинтересованность европейских компаний в дополнительных стабильных поставках энергоносителей, которые может обеспечить проект "Северный поток–2".
В рамках проекта должен быть построен газопровод мощностью 55 млрд куб. м/г напрямую из России в Германию по дну Балтийского моря вдоль существующего "Северного потока". Эксплуатация этого газопровода подтвердила надежность и эффективность маршрута в обход сопредельных государств.
Среди традиционных поставщиков на европейский рынок Россия является единственной страной, которая имеет значительный потенциал увеличения добычи газа.
Германия – основной бенефициар
Германия – экономический локомотив ЕС – является крупнейшим потребителем российского газа. В прошлом году "Газпром" поставил в эту страну 49,83 куб. м. Германские энергетические и химические компании этой страны больше всего заинтересованы в увеличении поставок газа из России - дешевой альтернативе СПГ из США или других стран.
Потребности Германии в газе в ближайшие годы будут расти опережающими темпами, поскольку в соответствии с принятыми ранее решениями до 2022 г. на территории страны должны быть закрыты все АЭС. Кроме того, Германия проводит декарбонизацию экономики – отказ от использования угля для генерации электроэнергии.
Кроме того, в случае успешной реализации проекта "Северный поток–2", Германия не только полностью обеспечит свои потребности, но и станет крупнейшим газовым хабом (распределительным центром) Европы вместо Великобритании, которая покидает ЕС.
Правительство ФРГ и германские компании являются самыми последовательными сторонниками российского проекта. Несмотря на то, что Берлин поддерживает санкции против Москвы, германский канцлер Ангела Меркель выступает против предоставления ЕК мандата на ведение переговоров с Россией о поставках газа.
Ранее германские регуляторы и суд сняли ограничения на допуск "Газпрома" к мощностям OPAL – продолжению существующего газопровода "Северный поток" по суше. OPAL позволяет доставлять российский газ потребителям в Германии и Чехии. Ограничения были сняты, несмотря на протесты со стороны Польши и жалобы Украины – нового ассоциированного члена ЕС.
Польский клин и лимитрофы
Ярыми противниками "Северного потока–2" является Польша и ряд стран-лимитрофов Восточной Европы. В отличие от прибалтийских государств, которые выступают против российского проекта исключительно по политическим мотивам, Варшава преследует свои корыстные интересы.
На деньги ЕС в польском городе Свиноуйсьце был построен терминал для приема, хранения и ре-газификации СПГ. Польша обосновала необходимость строительства СПГ-терминала стремлением к обретению энергетической независимости от России. Проект оказался провальный, поскольку СПГ оказался значительно дороже российского трубопроводного газа. Терминал был введен в эксплуатацию в конце 2015 г., но до сих пор не работает на полную мощность. Властям пришлось заставлять польских потребителей покупать газ из Свиноуйсьце, используя административные меры воздействия. Несмотря на громкие заявления о достижении энергетической независимости, объем поставок российского трубопроводного газа в Польшу в прошлом году вырос, составив 11,07 млрд куб. м по сравнению с 8,9 млрд куб. м в 2015 г.
Покупая дорогой СПГ из США, Катара или Норвегии польские компании заранее обречены на поражение в конкурентной борьбе со своими "партнерами" из Западной Европы, поэтому Варшава пытается уровнять шансы, ограничив поставки дешевого российского газа в Германию. Польша сама хочет стать газовым хабом для Восточной Европы, перепродавая топливо соседям.
Польша вместе с прибалтийскими странами-лимитрофами и примкнувшей к ним Украины создает кордон, который должен оградить Западную Европу от "тлетворного влияния российского газа". При этом, Варшава опирается на поддержку Вашингтона и антироссийски настроенных чиновников в структурах ЕС.
Глава польской нефтегазовой компании PGNiG Петр Вожняк в интервью СМИ выразил надежду, что американские санкции, по крайней мере, надолго замедлят реализацию проекта "Северный поток–2".
"Перспектива заморозки активов какой-либо европейской компании в Америке охладит энтузиазм осуществлять инвестиции совместно с "Газпромом", - сказал Вожняк.
Польша вбивает клин между Россией и Западной Европой, препятствуя сотрудничеству в энергетической сфере. Надежды возлагаются на страх европейцев перед США, а также на санкции, которые ограничивают доступ к рынку капитала для "Газпрома" и его партнеров.
Санкциям вопреки
Партнерами "Газпрома" в проекте "Северный поток–2" являются крупнейшие европейские энергетические компании – англо-британская Shell, австрийская OMV, французская Engie, немецкие Uniper и Wintershall. Все они однозначно высказались в поддержку строительства газопровода, за исключением французской компании.
Глава ОМV Райнере Зеле заявил: "Необходимо еще более четко всем объяснить, мы этот проект поддерживаем и отказываться от него не собираемся". При этом, раздаются открытые обвинения в адрес Вашингтона, который при помощи санкций продвигает интересы американских компаний за счет европейцев.
Американский СПГ начал поступать на европейский рынок в прошлом году, но из-за дороговизны не стал конкурентом российского газа. Кроме того, объемы поставок заокеанского газа остаются мизерными, поскольку рынки за пределами Европы являются более привлекательными для Cheniere Energy – единственной компании США, которая производит и экспортирует СПГ.
В санкциях США против России "Северный поток–2" упоминается отдельно, поскольку в Вашингтоне осознают, какую опасность представляет этот проект для экономических интересов США.
Зеле признал, что из-за санкций США привлечь кредиты в размере 70% от общей стоимости проекта – как планировалось ранее – не удастся, но "Газпром" и его партнеры могут обратиться к китайским и российским банкам. Стоимость "Северного потока–2" оценивается в 9,5 млрд евро.
Кроме того, европейские компании располагают собственными значительными финансовыми средствами, которые Nord Stream 2 – оператор проекта – готов взять в виде кредита под 6% годовых. Зарегистрированный в Швейцарии Nord Stream 2 уже получил более 1 млрд евро от партнеров "Газпрома". Швейцарская прописка также открывает возможности обойти санкции США.
"Газпром" со своей стороны также предпринимает необходимые меры. Правление компании 14 сентября одобрило увеличение инвестиционной программы текущего года на 217,3 млрд руб. – до 1,129 трлн руб.
Украiна – понад усе
ЕК стремится получить мандат на ведение переговоров с Россией о поставках газа и распространить законодательство ЕС на "Северный поток–2", что может затруднить реализацию проекта. Многие представители ЕК заявляют о необходимости сохранения транзита газа через Украину и выступают против строительства еще одного газопровода из России.
Европейский комиссар по энергетике и климату Мигель Ариас Каньете уверяет депутатов Европейского парламента в Страсбурге о надежности украинского маршрута. Другой европейский функционер Марош Шефчович, вице-президент ЕК по энергетическому союзу, во время проведения в Киеве YES ("Ялтинской европейской инициативы") также высказался за продолжение транзита через Украину. Шефчович особо подчеркнул, что сохранение транзита российского газа через Украину в Европу после 2020 г. "является важнейшим приоритетом ЕС".
Однако оба этих чиновника из ЕК ничего не упомянули о готовности европейцев оплачивать транзит через Украину.
"Нафтогаз" уже несколько раз пытался в одностороннем порядке в разы повысить тарифы за транзит. Кроме того, АМКУ (Антимонопольный комитет Украины) оштрафовал "Газпром" за монопольное положение на украинском рынке, несмотря на то, что российская компания не ведет коммерческой деятельности на территории страны. Все попытки вымогательства со стороны Киева не привели к желаемому результату, поскольку российская компания строго придерживается условий договора о транзите.
Однако договор остается в силе до конца 2019 г. С 1 января 2020 г. Украина сможет на законных основаниях повысить платежи за прокачку газа по своей территории, что скажется на цене для конечного потребителя. Ни Каньете, ни Шефчович не упоминают об этом, когда высказывают свое отрицательное отношение к "Северному потоку–2".
Кроме того, украинская ГТС находится в плачевном состоянии, модернизация не производится, что повышает риск возникновения аварий и ставит под угрозу бесперебойный транзит российского газа в Европу.
В связи с этим Дмитрий Песков пресс-секретарь президента РФ заявил представителям СМИ: "Транзит газа – это вопрос не политической, а экономической целесообразности и экономической выгоды, предсказуемости, безопасности поставок… Поставки будут осуществляться по тому маршруту, который наиболее выгоден как для продавца… так и для покупателей в западно-европейских странах".
ПРАЙМ. 15.09.2017