Армения и сопряжение ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути»
Саркис Мартиросян
Важным стимулом расширения деловой активности Китая на постсоветском пространстве является его партнерство с Россией и странами Центральной Азии, прежде всего в рамках Шанхайской организации сотрудничества и ряда крупных проектов. Кроме того, Москва является одним из ключевых партнеров Пекина в рамках глобального проекта «Один пояс – один путь». Намерение России и Китая о сотрудничестве по сопряжению ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути» было подтверждено совместным заявлением во время встречи лидеров России Китая в мае 2015 года. Члены ЕАЭС и Китай намерены сотрудничать в модернизации транспортной инфраструктуры, в области строительства, энергетики, добычи ресурсов и высоких технологий.
Поскольку Россия является безусловным лидером ЕАЭС, это делает партнеров и союзников Москвы ведомыми в двух из трех трансевразийских экономических коридоров: северного (Китай – Центральная Азия – Россия – Европа) и центрального (Китай – Центральная и Западная Азия – Персидский залив и Средиземное море). В настоящее время Китай проводит своеобразную экономическую рекогносцировку всех пространств и стран, которые будут вовлечены в этот проект.
В частности, речь идет о странах бывшего советского Закавказья. Можно отметить постоянно расширяющиеся контакты Китая с Грузией, стабильные отношения с Азербайджаном и в последнее время отчетливо наметившуюся тенденцию углубления взаимодействия с Арменией.
По словам посла Китая Тянь Эрлуна, для Китая в отношениях с Арменией ключевым является ее членство в ЕАЭС. Она является страной, через которую в древности проходил Великий шелковый путь. Возможное совместное строительство транспортной инфраструктуры (автомобильных и железных дорог) является важной частью сотрудничества КНР с регионом. В заявлении посла нет ничего неожиданного, так как изначально предполагается, что строительство новых евразийских железнодорожных магистралей в рамках «Экономического пояса Шелкового пути» и реконструкция старых на территории СНГ поможет укрепить транзитные позиции ЕАЭС на сухопутных путях перевозки грузов между Европой и Азиатско-Тихоокеанского регионом.
В результате этого сотрудничества руководство Армении надеется на китайские инвестиции и техническое содействие в строительство железной дороги, связывающей ее с Ираном. Это один из до сих пор не выполненных пунктов предвыборной программы президента Сержа Саргсяна.
Ранее мы уже сообщали, что правительство Армении приняло решение о включении Китая в число наиболее перспективных для Еревана в экономическом плане стран-партнеров. В сложившейся ситуации имеет смысл напомнить о динамике в армяно-китайских экономических отношениях.
Если рассматривать торговлю между двумя странами за первые 6 месяцев с.г., то по объему товарооборота (296,7 млн долларов США) Китай является третьим торговым партнером (8,9% от общего объема товарооборота Армении) после России (26%) и ЕС (24,3%). Отметим также, что уровень товарооборота между двумя странами вырос по сравнению с тем же периодом прошлого года на 35%, что, однако, не удовлетворяет обе стороны.
Если же рассматривать ситуацию по удельному весу в торговом балансе, то Китай (19,1%) занимает второе место после России (35,8%) и существенно опережает страны ЕС (10,8%). Достаточно интересна ситуация по экспортно-импортным операциям. Так, Китай является лишь седьмым (4,6%) в ряду партнеров по экспорту для Армении после ЕС (30%), России (22%), Швейцарии (12,7%), Грузии (7,1%), Ирака (5,9%) и ОАЭ (4,8%). Фактически речь идет о том, что китайский рынок еще не освоен армянскими экспортерами. КНР занимает третье место в ряду партнеров по импорту после России и стран ЕС.
Таким образом, Армения не входит в число тех 120 стран мира, для которых Китай является партнером номер один, но очевидно, что эта страна уже имеет достаточно серьезные позиции в торговле с Ереваном.
Ни для кого в Ереване не секрет, что страна очень рассчитывает на китайские инвестиции, но дело здесь обстоит не лучшим образом. Согласно официальным источникам, в ее экономику в первые 6 месяцев текущего года не было инвестировано ни одного доллара из Китая. Если же брать период с 1988-го до конца 2016 года, то удельный вес Китая в общих прямых иностранных инвестициях составляет всего 0,08%. Казалось бы, ситуация в этом вопросе абсолютно безнадежная и бесперспективная. Между тем в течение только двух летних месяцев правительство Армении получило ряд интересных инвестиционных программ из Китая, которые сейчас обсуждаются.
Среди них выделим планы китайской машиностроительной корпорации China Machinery Engineering Corporation осуществить в Армении масштабные инвестиции в строительный сектор и энергетику. Корпорация представляет собой группу компаний, основным видом деятельности которой является проектирование и строительство, включая международную торговлю и научно-исследовательскую работу. На переговорах с министром экономического развития и инвестиций РА Суреном Караяном достигнута договоренность о том, что руководство Фонда развития Армении представит китайской компании подробности крупных инвестиционных проектов и будет находиться в постоянном контакте с инвесторами.
В ходе встречи с руководством китайской корпорации AVIC International премьер-министр Армении Карен Карапетян заявил, что правительство готово к взаимовыгодному сотрудничеству с корпорацией. В свою очередь, гендиректор корпорации Гон Цзяань заверил собеседника в заинтересованности корпорации в реализации инвестпроектов в Армении. Стороны обсудили перспективы сотрудничества в сферах авиации и коммуникаций, акцентировав внимание на реализации конкретных программ.
В ходе встречи в правительстве с делегацией муниципального народного конгресса города Циндао стороны обсудили возможности сотрудничества в сферах производства бытовой техники, стройматериалов, фармацевтики, дорожного строительства. Была достигнута договоренность с представителями китайской компании касательно обмена информацией для определения возможностей дальнейшего сотрудничества. По итогам встречи было заявлено, что предприниматели города Циндао очень заинтересованы сотрудничеством с Арменией.
В последний день августа стало известно, что Армения обсуждает с Китаем возможность строительства в Армении медеплавильного завода стоимостью в $300 млн (исходя из более ранних сообщений, можно предположить, что такой завод может быть построен в марзе Сюник). По словам министра экономического развития и инвестиций Сурена Караяна, на данном этапе проводятся обсуждения для подготовки ТЭО проекта.
В августе торговый атташе Армении в Китае Грант Абаджян в головном офисе Международной торговой палаты частного сектора КНР (CICCPS) в Пекине представил местным бизнесменам и инвесторам состояние бизнес-среды в РА. В числе других инвестиционных программ были представлены проекты по строительству тепличных хозяйств и развитию рыбоводства, строительству медеплавильного завода и несколько программ в сфере горнодобывающей и перерабатывающей промышленности. Перерабатывающая мощность завода должна была составить 60 тыс. тонн в год. По мнению экспертов, новый завод позволял бы перерабатывать весь полученный в Армении концентрат (сейчас он полностью экспортируется, в основном в Европу). Реализация этого проекта могла бы реанимировать машиностроительную и станкостроительную отрасли экономики.
Вряд ли все обговариваемые проекты/программы будут реализованы. По каким-то из них будет достигнуто согласие, по каким-то – нет. Важно тем не менее, что налицо тенденция к наращиванию двусторонних связей в экономической, культурной, политической и военно-политической сферах. В начале сентября в Китае с официальным визитом побывал министр обороны Армении Виген Саргсян. В частности, возглавляемое им ведомство заинтересовал китайский холдинг «Поли Груп», специализирующийся на поставках различных видов вооружения, конкурентоспособных на мировом рынке.
Тренд на армяно-китайское сближение открывает Еревану новые возможности в вопросе доступа к технологиям, повышает его шансы в инфраструктурных проектах на территории страны. Естественно, что этими возможностями еще нужно разумно воспользоваться.
Ритм Евразии. 11.09.2017