Ташкент и Бишкек готовы решить проблему границы
Виктория Панфилова
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев 6 сентября посетит Киргизию с первым официальным визитом. На встрече с киргизским лидером будут обсуждаться три основные темы. Основная из них пограничная: Ташкент и Бишкек вышли на завершающий этап делимитации государственной границы, ожидается подписание межгосударственного соглашения. Кроме того, в повестке дня вопросы экономической интеграции и реализации проекта строительства железной дороги Андижан–Ош–Иркештам, которая свяжет Восточный Китай с Восточной Европой.
Алмазбек Атамбаев на встрече с пострадавшими от стихийных бедствий жителями Ошской области рассказал, что между Узбекистаном и Киргизией «решаются вопросы границы, которые 26 лет оставались проблемными». «На следующей неделе к нам приедет президент Узбекистана. У нас с ним очень хорошие отношения. Две недели назад встречались премьер-министры двух стран, составлено соглашение по 84% границ. Это был первый визит премьер-министра Узбекистана за 26 лет», – сказал Атамбаев.
Напомним, что общая протяженность узбекско-киргизской границы составляет 1379 км, из них уточнено 1055 км. Сложными представляются 28 участков, расположенных на территории Ала-Букинского и Аксыйского районов. В основном это анклавы, которые достались республикам в наследство от СССР. В Киргизии находятся узбекские анклавы Сох и Шахимардан, административно относящиеся к Ферганской области Узбекистана. Самый большой анклав – Сох, где на территории 352 кв. км находится 19 населенных пунктов с 60 тыс. жителей. Из них 99% – таджики. Здесь же расположен таджикский анклав Ворух, который относится к Согдийской области Таджикистана. В Узбекистане расположено киргизское село Барак площадью 4 кв. км с населением несколько сот человек. Границы анклавов являются зоной постоянных конфликтов.
Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин отметил «НГ», что делимитация границы идет только на тех участках, которые споров между Киргизией и Узбекистаном не вызывали или почти не вызывали. «Я не уверен, что по спорным 300 км границы, по которым больше всего взаимных претензий, связанных с водопользованием, с режимом прохождения границы с обеих сторон, с коррупцией, удастся легко создать некую базу для решения вопросов. На это, если странам удастся избежать политических, экономических, социальных потрясений, уйдут годы. Трудно сказать, 5 лет или 10, но понадобится немало времени, чтобы распутать проблемные узлы. А некоторые темы абсолютно не решаемы: есть участки, к которым стороны подходят диаметрально противоположно, оперируя совершенно разными картами (топографическими. – «НГ»)», – сказал Грозин. По словам эксперта, существуют и более сложные участки, проблему которых можно устранить только взаимными кардинальными уступками, взаимозачетом территорий или их передачей. А любая передача земли обществом всегда воспринимается остро негативно.
По мнению директора научного учреждения «Караван знаний» Фархада Толипова, Ташкент и Бишкек вышли на финишную прямую в этом вопросе. Что до решения проблемы анклавов, то, как отметил эксперт, этот вопрос должен быть выделен в самостоятельное производство. «Решение проблемы анклавов должно быть связано с вопросом экономической и даже политической интеграции. Но это вопрос будущего. Я бы на перспективу предусмотрел вопросы анклавов с изменением пограничного режима в регионе кардинально, по типу Евросоюза. Тогда вопрос анклавов будет снят автоматически», – сказал «НГ» политолог.
Второй горячей темой на переговорах будет обсуждение экономического и торгового сотрудничества между Киргизией и Узбекистаном. «Необходимо «размораживание» экономических отношений, которые находятся на непростительно низком уровне», – считает эксперт. И наконец, будет рассмотрен проект, связанный с воплощением китайской инициативы «Один пояс, один путь». «Страны-участники этой концепции вплотную приближаются к реализации конкретных проектов. В частности, реализация проекта железной дороги Андижан – Ош – Иркештам. Первый меморандум по этому проекту был подписан еще в 1997 году. В случае реализации он станет важнейшим сегментом глобального и трансконтинентального транспортного коридора Восточный Китай –Восточная Европа, сокращая дорогу между Китаем и Европой на 900 км, а доставка грузов на 7–8 суток. Таким образом, это было бы стратегическим сегментом этой линии. Однако Бишкек отказывается обсуждать этот проект, поскольку с точки зрения внутренних транспортных артерий не отвечает интересам Киргизии», – пояснил Толипов.
Для Узбекистана решение этого вопроса особенно важно, поскольку грузы из Китая, после того как покинут территорию Узбекистана, пойдут через Транскавказский коридор. Речь идет о формировании транспортно-транзитной магистрали из Узбекистана до порта Туркменбаши в Туркменистане, далее в Баку, затем по железной дороге Баку –Тбилиси –Карс (БТК) через Грузию в Турцию до средиземноморского порта Мерсин. «А это значит, что откроется удобный маршрут в государства Ближнего Востока, Северной Африки, в Европу и даже США», – сказал «НГ» Бахтиер Эргашев. (Подробнее об этом см. номер «НГ» за 30.03.17 «Узбекистан получит выход в Европу через грузинские порты»).
Однако принуждать Киргизию к дружбе Узбекистан не будет. У Ташкента, по мнению экспертов, найдется предложение, от которого Бишкек не сможет отказаться.
Независимая газета. 28.08.2017