Порошенко считает, что с 1 сентября Киев порвет с "империей зла"

Татьяна Ивженко

С 1 сентября вступит в силу Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС. До сих пор документ действовал во временном режиме. В Киеве спорят о том, что изменится в отношениях с Евросоюзом после перехода на постоянный режим. В первую очередь говорят, что украинская власть теперь обязана будет выполнять свою часть обязательств. Киев задался целью к 2020 году провести коренные реформы, результаты которых позволят стране претендовать на членство в ЕС. Но подаче заявки может помешать нынешнее Соглашение об ассоциации.

Украина на данный момент не имеет отношения ни к Евросоюзу, ни к НАТО, и все должны это осознавать, заявил глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. «Я видел, что мой друг (президент Украины Петр Порошенко) несколько дней назад сказал, что Украина – это ЕС, это НАТО. На данный момент это ни то, ни другое. Все должны это знать», – сказал Юнкер, выступая перед послами Евросоюза. Он отметил, что «на данный момент в мире идут 60 войн, из них ни одна не идет в Европе, если не считать Украину, которая не является европейской в смысле Евросоюза».

Президент Украины Петр Порошенко 26 августа заявил, что страна продолжит идти по европейскому и евро-атлантическому пути и станет членом ЕС и НАТО. По его словам, «некоторые политики внутри Украины и за ее пределами» не верят в перспективу членства Украины в ЕС и НАТО. Однако Порошенко уверен, что Киев выполнит критерии для подачи заявки на членство в обеих организациях.

Подготовка Соглашения об ассоциации началась еще 10 лет назад, при президенте Ющенко. Документ содержал две части – политическую и экономическую. В 2011 году команда президента Януковича согласовала с ЕС текст, а в начале 2012 года он был утвержден (парафирован). Но через год украинский президент усомнился в выгодности для Украины зоны свободной торговли (ЗСТ), создание которой было предусмотрено в экономической части документа. В ноябре 2013 года Янукович отказался подписать соглашение, что привело к началу протестов в Киеве.

После майдана новая команда украинской власти и руководство ЕС решили разделить соглашение, чтобы провести дополнительные консультации с РФ и развеять опасения относительно негативного влияния на российскую экономику украинско-европейской ЗСТ. Политическая часть документа была подписана в марте 2014 года, еще до избрания Петра Порошенко новым президентом Украины; экономическая часть – в июне того же года, сразу после президентских выборов. В сентябре 2014-го Верховная рада (еще в старом составе) и Европарламент синхронно, в режиме видеоконференции ратифицировали соглашение. После чего начался период ратификации в парламентах всех стран – членов ЕС.

К концу 2015 года этот процесс был завершен, однако возникла сложность: в Нидерландах решили постфактум выяснить мнение граждан по поводу развития отношений с Украиной. В апреле прошлого года состоялся референдум, явка на котором была рекордно низкой. Но более половины избирателей, принявших участие в референдуме, не одобрили Соглашение об ассоциации. В Нидерландах начался сложный политический диалог по поводу дальнейших действий власти.

Тем временем соглашение уже было введено в действие во временном режиме. С сентября 2014 года такой статус получила политическая часть документа. В том же году ЕС в виде дружеской поддержки ввел со своей стороны временные торговые преференции для украинских товаров, а с 1 января 2016 года начала действовать и экономическая часть документа, посвященная ЗСТ. Европейские эксперты ранее пояснили украинским СМИ, что временный режим применения соглашения отличается от постоянного тем, что «не действуют положения, относящиеся к сотрудничеству в сфере обороны, предотвращения конфликтов, а также налогообложения, госфинансов, борьбы с терроризмом, миграции, пограничного контроля».

Но это утверждение спорно. Дело в том, что часть вопросов была решена к июню с.г. в рамках введения безвизового режима между Украиной и ЕС. Это направление развивалось тоже со времени президентства Ющенко, но процесс подготовки шел отдельно от обсуждения Соглашения об ассоциации. Открывая свои границы для украинцев, ЕС предусмотрел четкие механизмы взаимодействия с Киевом по вопросам пограничного контроля, предотвращения незаконной миграции и т.д.

Другие вопросы были фактически урегулированы в процессе подготовки Нидерландов к подтверждению ратификации соглашения. К концу 2016 года правительство страны нашло компромиссный выход из сложной ситуации, сложившейся по итогам референдума. Было предложено уточнить особую позицию Нидерландов, которая сводилась к констатации: Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС не дает Киеву доступа к финансированию из структурных фондов ЕС; не разрешает гражданам Украины трудоустраиваться в ЕС на тех же правах, что и граждане стран – членов Евросоюза; не влечет за собой никаких обязательств со стороны ЕС относительно включения Украины в общую европейскую систему обороны и безопасности. Кроме того, Соглашение об ассоциации не позволяет Киеву автоматически претендовать в будущем на полноправное членство в ЕС.

Ни одно из этих замечаний не противоречило существующему тексту соглашения – никакие поправки в парафированный, подписанный и ратифицированный документ не вносились. Но обозначение «особой позиции» позволило Нидерландам к маю с.г. завершить процесс ратификации. С июня включились бюрократические механизмы ЕС: документ прошел финальные стадии одобрения в Европарламенте, Еврокомиссии, Совете ЕС. В середине июля официальный журнал Европейского союза опубликовал сообщение о том, что с 1 сентября 2017 года Соглашение об ассоциации с Украиной вступит в полную силу в полном объеме.

За неделю до назначенного срока президент Порошенко, выступая на параде по случаю Дня независимости Украины, заявил: «Соглашение об ассоциации и без виз – это то, что является убедительным свидетельством нашего окончательного (де-факто и де-юре) разрыва с империей. С той, которую Рональд Рейган назвал империей зла». Он подчеркнул, что вступление в силу соглашения имеет для Киева не только символическое, но и практическое значение: «Соглашение становится для нас «дорожной картой» реформ. А дорога у нас одна – широкий евро-атлантический автобан, ведущий к членству в Европейский союз и НАТО».

Эксперты отмечают, что уточнения Нидерландов в момент ратификации нынешнего соглашения могут в будущем осложнить подачу заявки относительно членства. Но, с другой стороны, на данном этапе об этом речь не идет. Политическая часть документа предусматривает большой перечень обязательств украинской стороны по проведению системных реформ во всех сферах. Независимо от того, действует ли соглашение во временном или в постоянном режиме, украинская власть может проводить эти реформы, включая введение европейских стандартов в правоохранительной, судебной системах, в системе выборов представительских органов власти и многие другие. Особое внимание уделено борьбе с коррупцией.

Но все эти пункты в документе носят декларативный характер, напомнил в комментарии «НГ» эксперт Института украинской политики Алексей Полтораков: «ЕС не может вмешиваться во внутренние дела Украины. Это украинская власть добровольно взяла на себя обязательства». То, что общие задачи изложены в таком документе, как Соглашение об ассоциации, по мнению политолога, является «внешней фиксацией внутренней необходимости Украины провести реформы», не более.

Независимая газета. 30.08.2017

Читайте также: