Патриоты Грузии настаивают на прямых переговорах с Москвой

Юрий Рокс

К девятой годовщине российско-грузинской войны оппозиционный «Альянс патриотов Грузии» распространил видеообращение к властям страны, в котором потребовал немедленно начать прямой диалог с Москвой. В числе требований также – упразднить закон «Об оккупации», создать переговорный формат «Грузия–Россия–НАТО», ввести уголовную ответственность за черный пиар. В случае невыполнения ультиматума лидеры партии обещают с сентября начать акции протеста и даже прибегнуть к голодовке. Большинство оппозиционных партий страны поспешило отмежеваться от «Альянса патриотов».

Лидеры «Альянса патриотов Грузии» некоторое время назад побывали в Москве и встретились с депутатами Госдумы РФ. По возвращении в Тбилиси Ада Маршания, видный представитель партии, заявила, что планирует с осени сделать консультации с российскими коллегами ежемесячными. Только переговорами, считает она, можно добиться прогресса как в отношениях с Москвой, так и с частично признанными Абхазией и Южной Осетией. Ада Маршания – родом из Сухуми – сетует, что в Абхазии подрастает второе поколение, которое ничего толком о Грузии не знает, кроме того, что это вражеская страна. Такое положение дел ухудшает и без того неважные перспективы восстановления единой Грузии.

Большинство оппозиционных партий страны моментально дистанцировались от «Альянса патриотов», заявив, что эта партия, похоже, стала выполнять поручения Москвы. Председатель «Свободных демократов» Шалва Шавгулидзе заявил, что разрабатывает законодательную инициативу, которую представит в парламент на осенней сессии. По предложению «Свободных демократов» контакты отдельных партий и общественных организаций с российскими партиями и организациями, не санкционированные центральными властями Грузии, должны стать уголовно наказуемыми. В противном случае Грузия может столкнуться с совершенно невообразимым политическим хаосом, угрожающим ее государственности.

Представитель «Единого национального движения» Ника Руруа, анализируя ультимативное обращение «Альянса» к властям, не исключил, что оно стало результатом тайного сговора этой партии… с самими властями. Возможно, это делается по заказу правящей «Грузинской мечты» и ее закулисного лидера Бидзины Иванишвили, которые со дня прихода во власть не скрывали планов по восстановлению отношений с Москвой, сказал он телекомпании «Рустави-2». Все требования, выдвинутые «Альянсом», по сути являются требованиями Москвы:

– давно настаивающей на упразднении Грузией закона «Об оккупированных территориях»;

– на создании треугольника «Москва–НАТО–Тбилиси» с последующей целью добиться в этом формате отказа грузинской стороны от интеграции в блок;

– указывающей на необходимость прямых политических переговоров на высшем уровне, в ходе которых, очевидно, ставится задача вынудить Тбилиси признать «новые региональные реалии», то есть суверенитет Абхазии и Южной Осетии.

Другие политики обращают внимание на то, что риторика лидеров «Альянса»» напоминает риторику представителей властей России, жестко требующих от Тбилиси, например, отмены закона «Об оккупации», и напрямую связывают появление видеоклипа с недавней поездкой «патриотов» в Москву и проведенными там встречами с представителями «Единой России» и Коммунистической партии РФ.

Сами члены «Альянса патриотов» – партии, кстати, представленной в парламенте Грузии, на тему ультимативных клипов с прессой общаются не очень охотно – дескать, что надо, в них сказано в очень доступной форме – и также прозаично объясняют мотив своих действий. А он заключается в том, что девять лет опосредствованного общения с Москвой, не считая формата «Абашидзе–Карасин», в котором регулируются российско-грузинские экономические и гуманитарные вопросы, ничего хорошего Тбилиси не принесли, час воссоединения с утраченными регионами не приблизили, и потому эту политику надо менять в корне. Когда речь о Грузии, на кону стоит ее будущее, то мы за ценой не постоим, и голодовка – это меньшее, что мы готовы предпринять, говорят лидеры «Альянса».

Представители правящей «Грузинской мечты» с меньшей резкостью, чем оппозиция, отреагировали на предъявленный ультиматум. Они не исключают того, что какие-то части закона «Об оккупированных территориях» могут быть пересмотрены. Какие именно – не известно, но наблюдатели полагают, что речь может идти о четвертом пункте закона, запрещающем прямое посещение Абхазии и Южной Осетии через российскую границу без ведома Тбилиси.

Другие требования «Альянса», судя по реакции властей, очевидно, им не кажутся выполнимыми. Во всяком случае, председатель парламентского комитета по внешним связям София Кацарава заявила телекомпании «Рустави-2», что установление прямых контактов с Москвой, за исключением уже существующего формата «Абашидзе–Карасин», не рассматривается. «Прямой диалог с Москвой связан с вопросами наших территорий. Никакого прогресса в этом направлении нет. Мы видим, что российская сторона продолжает провокации на оккупированных территориях, поэтому не считаем, что прямой диалог имеет смысл», – сказала Кацарава.

Независимая газета. 09.08.2017

Читайте также: