Неуверенный ренессанс
Дмитрий Бутрин
Полугодовой отчет Росстата о социально-экономическом положении РФ скорее подтверждает предположения Минэкономики и ЦБ о более быстром, чем ожидалось, восстановлении промышленного роста в первом полугодии 2017 года. Оно могло бы быть и сильнее, если бы не небольшой спад в металлургии, полностью компенсированный ростом добычи угля. Впрочем, уже в июньской статистике, которая, по косвенным данным, продолжится хорошей статистикой июля, обнаруживаются данные, указывающие на возможную краткость летнего бума.
Детальная статистика Росстата за январь—июнь рассеяла сомнения в том, что майско-июньское оживление в экономике сложилось из случайных факторов. Статистика отраслевых оборотов за июнь и в целом за полугодие показывает, что лишь для нескольких крупных отраслей кризис можно считать продолжающимся — это добыча ископаемых за пределами ТЭКа и сырья для металлургии (спад за полугодие в измерении год к году на 13,5%), лесная отрасль (спад на 5,6%), производство бумаги (2,9%), строительство (0,2%) и водные грузоперевозки (2,7%). Из крупных отраслей очень слабо растет химия (0,3% роста за полугодие год к году) и слабо — общее машиностроение (5,6%). Лидеры роста первого полугодия — угольная промышленность (в ней полугодовой прирост составил фантастические 56,1%) и фармацевтика (22%).
Итоги первого полугодия могли бы, исходя из данных Росстата, обеспечить и более уверенный рост, если бы не общая депрессия в металлургическом производстве (минус 5,3% год к году) и стагнация в нефтепереработке (прирост 0,6%), имеющих в промпроизводстве довольно большой вес. Впрочем, индексы производства и обороты в обработке растут очень неравномерно — так, при росте выпуска в автопроме на 13,3% за полгода год к году производство общего машиностроения выросло на 2,1%, а металлообработка снизила выпуск на 4,7%.
В целом в данных Росстата рост достаточно равномерен по отраслям, и многие негативные тенденции второго квартала и июня можно объяснить разной скоростью адаптации отраслей к шокам 2015–2016 годов и отраслевой же конъюнктурой. При этом об исчерпании роста в июле (напомним, пиковые показатели в отраслях были достигнуты в мае, июнь продемонстрировал некоторый откат в темпах роста) говорить не приходится. Так, ЦМАКП вчера, ссылаясь на косвенные данные (энергопотребление, железнодорожную статистику и конъюнктуру в обработке по индексу Markit), предположил «небольшое улучшение» производственной активности в июле в сравнении с июнем. Данные Росстата действительно демонстрируют ситуацию в сельском хозяйстве менее позитивную, чем год назад, однако говорить о том, что агросектор перестал быть драйвером роста, нельзя — развитие в этом секторе продолжается.
Впрочем, ряд показателей не позволяют предположить, что «ренессанс» в отраслях будет длиться дольше нескольких месяцев. Следов «инвестиционного бума» в статистике Росстата обнаружить пока не удается. Так, за полугодие по сектору «монтаж и ремонт оборудования» легко обнаружить спад индекса к первому полугодию 2016 года на 1,8%, хотя общий рост отгрузки в действующих ценах в нем еще есть. В отраслях, связанных с конечным потреблением, рост за полугодие довольно слабый — например, оборот текстильной отрасли рос всего на 1,2% год к году, в пищевой промышленности — рост на 1%, номинальный рост в оптовой торговле (5,9%) ниже, чем в розничной (12,1%). В секторе научных исследований и разработок в июне наблюдалась явная депрессия, хотя за полугодие сектор вырос. Возможно, «потолок» эффекта экономического оживления еще не достигнут, но полугодовые данные дают основания предполагать, что он близок.
Коммерсант. 02.08.2017