Миссия Курта Волкера: официальная и теневая

Григорий Лацко

К середине года администрация Д.Трампа, наконец, проявила свой предметный интерес к Украине. «Наконец» в том смысле, что появилась определенность в понимании того, как США будут участвовать в разрешении запутанного украинского конфликта, а по сути – гражданской войны. Не случайно только в июле в Киеве побывали глава Госдепартамента США Рекс Тиллерсон и назначенный специальным представителем на Украине Курт Волкер.

Деятельность последнего в контексте сказанного выше представляет особый интерес. Нет смысла пересказывать биографию К.Волкера подробно, но некоторые ее аспекты позволяют понять, что за человек будет информировать Госдеп США относительно ситуации на незалежной. Официальная биография гласит, что начал он свою карьеру в 1986 г. как аналитик ЦРУ. И хотя уже через два года Волкер перешел на работу в Госдепартамент США, представляется маловероятным, что он перестал быть кадровым сотрудником ЦРУ (и не является им по сей день). По своим внешнеполитическими взглядам он всегда был «ястребом»: близкий к сенатору Дж.Маккейну, участник переговоров по Боснии в 1990-х и бывший сотрудник Совета национальной безопасности США, Курт всегда отличался достаточно резкими высказываниями.

Собственно, это прослеживается уже с его первых заявлений относительно конфликта на Украине, который он назвал «горячей войной», где Россия (по его мнению) – один из участников конфликта. С момента своего назначения Волкер уже успел провести целый ряд консультаций с украинскими чиновниками, съездить в Авдеевку и теперь готовится к встречам с российскими представителями.

Кроме его резонансного заявления о «горячей войне», важной является и его фраза о том, что США рассматривают возможность предоставления Киеву оборонительных вооружений (прежде всего, речь идет о переносных противотанковых ракетных комплексах Javelin). Впрочем, в самом Госдепартаменте оперативно уточнили, что такого решения еще никто не принимал. Хотя не заметить медийный накал вокруг этой темы тоже невозможно – «неожиданно» тема поставок оружия Украине начала активно дискутироваться на разных площадках и звучать в выступлениях американских высокопоставленных представителей военного ведомства (например, зампредседателя Объединенного комитета начальников штабов генерала ВВС США Пола Селвы). То есть определенная информационная подготовка такого шага уже началась.

Впрочем, это все еще не является принятым решением: политика «единого голоса» – это явно не про администрацию Д.Трампа, где почти каждый считает своим долгом высказываться на любые темы, в т.ч. внешнеполитические. Позиция К.Волкера и Пентагона вполне может не совпадать с позицией госсекретаря Р.Тиллерсона, людей отвечающих за внешнюю политику в Белом доме и самого Д.Трампа. При этом все они постоянно дают несогласованные (часто противоречащие друг другу) месседжы и понять, была ли фраза Волкера выражением позиции официальных властей или лишь идеей самого чиновника, достаточно сложно.

Ясно одно: пока что его заявления и действия не похожи на попытку сдвинуть Киев с места в вопросе выполнения Минских соглашений. Да и собственной стратегии решения проблемы он пока не представил. Впрочем, некоторые его императивы относительно конфликта отследить можно (в частности, по его интервью Би-би-си). Во-первых, он дважды упомянул «русскоязычное население Украины» и необходимость защиты его прав. То есть как минимум признается, что такое население на Украине действительно есть, что его права защищены плохо и что эту проблему нужно решить.

Во-вторых, Минск, по его мнению, является хорошим механизмом, который требуется сохранить (правда, следует помнить, что тот же Волкер ранее высказывал сильные сомнения в необходимости и эффективности Минских соглашений). Впрочем, сохранить не столько для решения конфликта, сколько для продолжения поддерживания санкций против России.

В-третьих, он четко сказал, что, хотя о ситуации с Крымом все помнят, однако сосредоточиться нужно на том, где можно найти решение – на Донбассе. То есть попытки Киева завести ситуацию в «глухой угол» урегулирования попытками увязать Минск-2 и Крым будут Волкером пресекаться.

В-четвертых, хотя США публично будут настаивать, что Россия – участник конфликта, но на практическом уровне они, кажется, не собираются добиваться признания этого. По мнению Волкера, такая позиция куда более перспективна для мирного урегулирования, нежели попытки добиться абстрактных «побед» в информпространстве.

Во время посещения Украины Курт Волкер обсуждал ситуацию в Донбассе с руководителями страны, включая премьер-министра Владимира Гройсмана

Пожалуй, ключевой вопрос в контексте мирного урегулирования состоит все же в планах предоставления Киеву американских вооружений и в той роли, которую в этом процессе играет Волкер. Хотя сложно не согласиться с экспертами, которые говорят, что «Джавелины» – это скорее пропагандистское, чем реальное оружие (слишком уж оно дорогое для массовых поставок, слишком много у него ограничений на применение и прочих «подводных камней»), однако в этом вопросе есть и тактические интересы американской администрации, и стратегические. В обоих случаях роль Волкера может быть весьма существенна.

В тактическом плане США возможными поставками «Джавелинов» Киеву решают некоторые свои сугубо внутренние задачи. В частности, схема их поставок, скорее всего, будет сильно напоминать ту, которую США пытаются запустить на Украине с американским углем. Формально Киев заключает с США контракты на закупку угля по цене существенно выше, чем делал это даже по формуле «Роттердам+», – 113 долл. за тонну. При этом Д.Трамп прямо говорит, что это вложение в американскую экономику, создание новых рабочих мест в американской угольной отрасли. Более того, явным образом и те 30 млн долл., которые США готовятся выделить Украине по программе «обеспечения энергетической безопасности» почти в полном объеме вернутся в Америку по той же схеме – через покупку на них американского же угля. Фактически это скрытая система дотирования правительством США американской же промышленности.

История с «Джавелинами» явно будет иметь множество схожего: весьма маловероятно, что Вашингтон (особенно при нынешней администрации) передаст хоть сколько-нибудь значимое количество оружия со средней стоимостью 246 тыс. долларов за комплекс бесплатно. А вот продать – другое дело. Причем продать за те же деньги, которые США выделят Украине на «усиление обороноспособности». Таким образом, и от не очень новых вооружений можно избавиться, и дать заработать американскому ВПК. Кроме того, это станет еще одним ударом по украинскому ВПК: вместо того, чтобы заказывать отечественную «Стугну-П» (противотанковый ракетный комплекс), украинские власти предлагают поделиться деньгами с американцами. Это к вопросу о той «мощной поддержке украинского ВПК со стороны Запада», баснями о которой сегодня кормят украинцев киевские власти. Отработка этой схемы в оружейном сегменте, скорее всего, и является одной из задач Волкера.

Но куда важнее вопрос стратегического интереса новой администрации. Российская сторона уже заявляла, что если США начнут поставлять Украине вооружения, то это может привести лишь к эскалации военных действий. Однако совсем не исключено, что именно это и является настоящей стратегией новой администрации. Ведь несмотря на заявления Волкера о «горячей войне», де-факто ситуация на востоке Украины стабилизирована (относительно, конечно), и масштабных вооруженных действий не наблюдается. Стороны перешли к позиционной борьбе, которая может длиться очень долго.

Пожалуй, решительная дестабилизация обстановки и является частью американского решения. Можно предположить, что США, действительно, в той или иной форме начнут поставки вооружения на Украину (впрочем, уже начали, как показывает пример передачи «по результатам учений» в Одессе двух своих кораблей с ракетным вооружением). Они вполне могут рассчитывать на то, что после оказания ими военной помощи Украине и Россия не оставит молодые республики Донбасса без поддержки вооружением и конфликт может разгореться с новой силой.

Более того, вполне может оказаться, что в интересах США окажется не просто эскалация конфликта, но и провоцирование Москвы на ввод своих вооруженных сил (даже в статусе миротворцев) на территорию Украины. Это, в свою очередь, должно будет привести к новым (вне Минских соглашений) договоренностям, в рамках которых больше не будет подниматься вопрос о возврате неконтролируемых ныне территорий под контроль Киева в среднесрочной перспективе (которые будут признаваться перманентно оккупированными). Кроме того, для США это станет еще одним основанием для «ужесточения санкций» (в качестве формального повода) против России, а значит, продолжения полномасштабной экономической войны, которая фактически объявлена принятым в США законом об экономических санкциях против Российской Федерации.

В этом контексте задача Волкера на Украине – оценить возможность такого развития событий, понять реальные возможности ВСУ, выяснить, какой будет реакция украинского политикума, если такая операция будет реализована, и объяснять мечущимся украинским политикам, как они должны действовать и какие решения принимать. Все это косвенно подтверждается и словами самого Волкера о том, что конфликт в Донбассе должен разрешиться военным путем. Спецпредставитель прямо дает понять: тот не имеет дипломатического решения.

Не исключено, что администрация Д.Трампа, которая явно любит играть в азартные игры человеческими жизнями, готовится пойти ва-банк и на Украине. Только заплатят за эти игры не американцы, а украинцы, заплатят как деньгами, так и своими жизнями.

________________________

Фото http://ng24.info/news/spetspredstavitel-ssha-volker-obsudil-situatsiyu-na-donbasse-s-premerom-groysmanom-1499769802

Ритм Евразии. 10.08.2017

Читайте также: