«Газпром» играет на опережение. Кому достанется «Турецкий поток»?

Игорь Юшков

Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности

______________________________________________________________________________________________

Энергетические проекты в районе Черного моря все чаще становятся героями новостей. Помимо истории с поставкой турбин в Крым для Севастопольской и Симферопольской ТЭС, появились публикации о строительстве второй нитки газопровода «Турецкий поток». Проект «Газпрома» будет генерировать еще множество новостей, так как строительство первой нитки предполагается завершить в марте 2018 г., а второй – в 2019 г. Задушат ли американские санкции «Турецкий поток» и верны ли слухи о возрождении «Южного потока»?

Стоит напомнить, что проект «Турецкий поток» появился в 2014 г. 1 декабря президент России Владимир Путин во время однодневного визита в Турцию заявил, что проект «Южный поток» закрыт из-за неконструктивной позиции Евросоюза. Таким образом, «Турецкий поток» стал ответом на отказ Болгарии выдать разрешение на строительство «Южного потока» на своей территории.

София в конце 2014 г. оказалась под колоссальным давлением со стороны Брюсселя и США. Болгарские политики понимали, что российский газопровод позволит стране извлекать прибыль от транзита, а также получить от «Газпрома» скидки на газ. Причем предполагалось, что мощность «Южного потока» на входе в Болгарию составит 63 млрд куб. м.

Проект должен был стать второй составной частью стратегии отказа от транзита российского газа через Украину за счет обходных газопроводов с севера («Северный поток») и юга («Южный поток»). В итоге Софию посетила группа американских политиков во главе с сенатором Дж.Маккейном и убедила болгарское руководство отказать России в разрешении на строительство.

«Турецкий поток», в отличие от «Южного», должен иметь суммарную мощность 31,5 млрд куб. м, так как планируется построить не 4, а только 2 нитки газопровода – по 15,75 млрд куб. м каждая. На территории России именно под такую пропускную способность была расширена газотранспортная система от Ямала до Анапы. Фактически проект «Южный газовый коридор» (расширение российской ГТС) был реализован в одну ветку, что и дало 31,5 млрд куб. м мощности на входе в Черное море.

Первая нитка «Турецкого потока» строится для удовлетворения нужд самой Турции. По данным «Газпром экспорта», в 2016 году поставки российского газа в Турцию составили 24,76 млрд куб. м – хотя ВР оценивает объем экспорта в 23,2 млрд куб. м. Примерно половина газа поставляется «Газпромом» по газопроводу «Голубой поток», который имеет максимальную мощность 16 млрд куб. м газа в год. Остальной объем идет в Турцию транзитом через Украину и далее по Трансбалканскому газопроводу. Соответственно, первая нитка «Турецкого потока» снимет с украинского маршрута 15,75 млрд куб. м транзита.

Источник: ВР statistical review of world energy.

Угрозу планам «Газпрома» по строительству «Турецкого потока» представляют разрабатываемые США санкции. Американские сенаторы утвердили поправки в законодательство, запрещающие каким-либо компаниям финансировать новые газопроводные проекты из России в Европу. Под запрет подпадают оказание услуг «Газпрому» и другие формы сотрудничества.

Подготовка новых санкций (Законопроект США о новых санкциях против России подписан Дональдом Трампом 2 августа. - ред.) заставляет «Газпром» форсировать реализацию газопроводных проектов. Но в тексте санкций не разъясняется, какие именно проекты считаются новыми, поэтому российский концерн стремится максимально продвинуться в строительстве газопроводов.

В наиболее выгодном положении оказывается первая нитка «Турецкого потока», так как построено уже более 50 км газопровода. Вероятно, «Газпром» будет настаивать на том, что его проекты уже стартовали и не могут относиться к «новым»: трубы закуплены, финансирование выделено, трубоукладчики арендованы.

СМИ часто указывают на то, что строительство второй нитки «Турецкого потока» началось, так как «Газпром» испугался санкций и пытается успеть реализовать проект до их введения. По неофициальным данным, компания построила уже около 25 км трубопровода. Однако представители «Газпрома» говорят, что ведутся только подготовительные работы. Видимо, к таковым в концерне относят все строительство на мелководье.

Интересно, что строительство двух ниток ведется не параллельно, что было бы технически проще. Это может быть вызвано неопределенностью с конечной точкой второй нитки «Турецкого потока».

России и Европе было бы выгодно вернуться к старому маршруту «Южного потока», и периодически появляется информация о возврате сторон к обсуждению такой возможности.

Несмотря на восстановление отношений Москвы и Анкары после уничтожения российского самолета турецким истребителем, по многим вопросам позиции сторон расходятся: от сирийской проблематики до принадлежности Крыма. Кроме того, оказывается, что Турция превращается в крупного транзитера: через нее пойдет газопровод TANAP для поставок азербайджанского газа в Европу. Мощность этой трубы составит 16 млрд куб. м (6 млрд для самой Турции, 8 млрд для Италии, и по 1 млрд – для Болгарии и Греции). Есть также планы поставлять через Турцию газ из Ирана и Израиля. Но пока эти идеи далеки от реализации из-за нестабильности в регионе. Так, газопровод из Ирана в Турцию периодически подвергается подрывам.

Препятствием для прокладки газопровода через Болгарию, Сербию и Венгрию в Австрию является недоверие России к Евросоюзу. После истории с «Южным потоком» российская сторона хочет получить «железобетонные гарантии» того, что ЕС не будет препятствовать реализации данного проекта. Брюссель таких гарантий не дает, так как в Евросоюзе нет единства в вопросе отношений с Москвой – следовательно, если таких гарантий Россия вскоре не получит, газопровод будет построен с заходом в Турцию.

«Газпром» и турецкая госкомпания Botas недавно договорились о структуре финансирования сухопутного участка второй нитки «Турецкого потока». Это говорит о том, что скорее всего труба будет направлена именно в Турцию. А уже оттуда газ, как указано в межправительственном соглашении, будет поступать в Грецию. Далее газопровод может быть построен в Италию, либо в Македонию (а затем – в Сербию и Венгрию).

В пользу второго варианта говорит подписанное между министром экономических связей и иностранных дел Венгрии Петером Сийярто и главой «Газпрома» Алексеем Миллером соглашение о поставках 8 млрд куб. м газа по «Турецкому потоку» после 2019 г. Получится примерно следующее распределение поставок по второй нитке «Турецкого потока»:

Источник: «Газпром экспорт»: данные статистики за 2016 г. (кроме Венгрии).

Таким образом, судьба второй нитки «Турецкого потока» начинает прорисовываться. Но у сторон проекта еще есть время изменить точку выхода трубы на берег, ведь маршрут движения трубоукладчика одинаков вплоть до территориальных вод Болгарии, – а значит, есть еще больше месяца на переговоры.

Евразия.Эксперт. 03.08.2017

Читайте также: