В Киеве завершается "парад визитов"

Татьяна Ивженко

Сегодня в Киеве подведут итоги двухдневного саммита Украина–ЕС. Успехами будут названы окончательно утвержденное на днях Соглашение об ассоциации и действующий с 11 июня безвизовый режим. Проблемными вопросами станут, с одной стороны, темпы реформ в Украине, с другой – торговые барьеры для украинских товаров в ЕС.

Саммит стал своеобразным завершением «парада визитов» в Киев западных делегаций. В воскресенье украинская власть принимала генсека ООН Антониу Гутерреша, а также госсекретаря США Рекса Тиллерсона и только что назначенного спецпредставителя Госдепартамента США Курта Волкера. Последний, кстати, остался в украинской столице на несколько дней, в течение которых проводил множество встреч.

Интересовался и внутренней ситуацией в стране (политическими процессами, продвижением реформ, настроениями в обществе), и отдельно – вопросами, связанными с конфликтом в Донбассе.

Тем временем в Киев в начале недели прибыла большая делегация НАТО во главе с генсеком альянса Йенсом Столтенбергом. В понедельник состоялось заседание комиссии Украина–НАТО, а Столтенберг успел встретиться с представителями власти, оппозиции и гражданского общества.

Вчера в Киеве ожидали президента Европейского совета Дональда Туска, президента Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, а также вице-президента Валдиса Домбровскиса, высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерику Могерини, еврокомиссаров Йоханнеса Хана и Сесилию Мальмстрем. Сегодня утром запланировано пленарное заседание саммита Украина–ЕС, после чего состоится пресс-конференция.

Накануне встречи Совет ЕС окончательно утвердил Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС. Документ был разделен на две части и подписан сторонами еще в 2014 году. В том же году Европарламент и Верховная рада синхронно ратифицировали документ. Однако процесс ратификации в парламентах стран – членов Евросоюза затянулся из-за результатов проведенного в Нидерландах референдума. Поэтому Соглашение об ассоциации вступит в полную силу только с 1 сентября с.г., сказал президент Порошенко. Он пообещал, что с этого момента «начнется качественно новый этап нашего пути в Европейский союз. Это – этап глубинных и всеобъемлющих реформ, который потребует максимальных усилий и объединения всех ветвей украинской власти, бизнеса, гражданского общества ради построения лучшего европейского будущего для украинского народа».

Эксперты отмечают, что реформы в Украине можно было проводить независимо от того, действует соглашение с ЕС на постоянной основе или в режиме временного применения. По каким причинам процесс тормозился, выясняли и представители новой администрации США, и европейские партнеры Украины. Во многих заявлениях звучали призывы искоренить коррупцию, реформировать правоохранительную и судебную системы.

Сегодня, как ожидается, разговор продолжится в ходе саммита Украина–ЕС. «Среди других тем будут вопросы, связанные с конфликтом и кризисом на востоке Украины, а также региональные вопросы и вопросы внешней политики. В числе последних – отношения с Россией, энергетическая безопасность и подготовка саммита «Восточного партнерства», который запланирован в Брюсселе на ноябрь 2017 года», – передали украинские СМИ сообщение представительства ЕС в Киеве.

Считается, что тон всем беседам ранее задал Рекс Тиллерсон, заявивший, что Западу не имеет смысла «бороться за тело Украины, в том числе и в Донбассе, если она погубит свою душу из-за коррупции». Находясь в Киеве, госсекретарь США убеждал, что эффект от настоящих экономических реформ проявится не только в усилении позиций государства и росте уровня благосостояния граждан Украины, но и в процессе реинтеграции неподконтрольных территорий.

Украинскую сторону в отношениях с ЕС больше всего беспокоит экономическая часть. Соглашение о Зоне свободной торговли (ЗСТ) вступило в силу с 1 января 2016 года. По официальным данным, Украина нарастила поставки товаров в Европу до 37% от общего объема экспорта в прошлом году. Доля стран СНГ составила всего 16,6%. За первые четыре месяца 2017 года поставки украинских товаров в ЕС увеличились еще на 21,4% по сравнению с таким же периодом прошлого года (экспорт в страны СНГ тоже увеличился на 33,2%).

Но при этом экономисты отмечают, что рост происходит после обвала, случившегося в кризисном 2014 году. В денежном выражении ситуация выглядит так: в 2013 году общая стоимость украинского экспорта составляла 63,4 млрд долл., в 2016-м – 36,3 млрд долл. За три года Украина потеряла ряд промышленных мощностей (на неподконтрольных территориях), были разорваны производственные связи. На ситуацию повлияли и взаимные украинско-российские санкции.

Предполагалось, что ЗСТ с ЕС позволит исправить ситуацию. Но в действительности рост объемов импорта в Украину опережает показатели по экспорту. Так, в прошлом году, по официальным данным, из ЕС было поставлено товаров на 15 млрд долл. Это на 10% больше, чем в 2015 году. Экспорт за тот же период прибавил только 4%. С января по апрель с.г. стоимость украинского экспорта в ЕС оценивалась в 5,2 млрд долл. (в СНГ – 2,1 млрд долл., из которых 1,3 млрд долл. пришлись на поставки в РФ). Но импорт из стран ЕС оценивался в 6,1 млрд долл. (из СНГ – 3,1 млрд долл.). Объемы европейских поставок увеличились на 16,2% по сравнению с первым кварталом 2016 года.

Такая ситуация сложилась, в частности, из-за квот и ограничений для украинских товаров, которые предусмотрены условиями ЗСТ между Украиной и ЕС. По некоторым товарным группам объем квот столь незначителен, что украинские производители закрывают их за первый месяц года. В 2016-м Киев начал переговоры об увеличении европейских квот.

В течение июня в ЕС утвердили соответствующее решение в виде торговых преференций для Украины сроком на три года. Просьбу украинской стороны удовлетворили не в полном объеме, рассказала «Экономическим известиям» член комитета Верховной рады по вопросам евроинтеграции Елена Сытник: «Вместо дополнительных квот на беспошлинный экспорт в страны ЕС еще 100 тыс. т пшеницы, которые, как мы планировали, будут утверждены, комитет Европарламента утвердил нам дополнительно только 65 тыс. т». Кроме того, были увеличены квоты на беспошлинный экспорт меда (3 тыс. т), круп (7,8 тыс. т), виноградного сока (0,5 тыс. л), овса (4 тыс. т), других видов продовольствия, а также некоторых товаров легкой промышленности.

Бывший министр экономики Украины Виктор Суслов отметил, что ситуация не позволяет говорить о свободной торговле с ЕС. Ведь такой статус отношений, по идее, предполагает торговлю без пошлин и ограничений. «А как получилось у нас – это дискриминация по отношению к украинским производителям… Ввели в соглашение о ЗСТ пошлины и квоты на ряд товаров. Сейчас некоторые отменяют. Ну, так это уменьшение дискриминации, но никакие не «торговые преференции». Слово «преференция» здесь вообще неуместно», – сказал он «Экономическим известиям».

Пересмотреть квоты и принципиально изменить сам подход к торговле между Украиной и ЕС можно будет через три года после вступления в силу соглашения о ЗСТ, то есть в 2019 году, отмечают украинские чиновники. А до тех пор украинская власть может только путем переговоров постепенно расширять возможности поставок отдельных видов товаров. Согласие или несогласие ЕС (как и вопросы финансовой помощи ЕС Украине) может стать инструментом понукания Киева к проведению реформ, отмечают экономисты.

Независимая газета. 13.07.2017

Читайте также: