Тревожный прогноз для Петра Порошенко
Татьяна Ивженко
Социологи зафиксировали в Украине рекордно низкий уровень индекса общественного благополучия (ИСБ). Оценка индивидуального благополучия (ИИБ) остается на прежнем, низком уровне с прошлого года. Эксперты спорят о том, продиктованы ли субъективные ощущения украинцев личным опытом или информацией, полученной из СМИ. От ответа на этот вопрос зависит, грозит ли стране социальный взрыв.
Опрос, на основании которого были составлены ИСБ и ИИБ, проводился Киевским международным институтом социологии (КМИС). Уровень общественного благополучия определялся на основании ответов на вопросы о направлении развития Украины, об экономическом положении и ожиданиях относительно того, как жизнь в стране изменится в будущем.
Об уровне индивидуального благополучия эксперты судили по ответам на вопросы о том, чувствуют ли граждане себя счастливыми, как оценивают свое здоровье и материальное положение, каких перемен (хороших или плохих) ожидают в будущем в жизни семьи. Выяснилось, что украинцы более негативно оценивают ситуацию в стране, нежели свое положение.
По данным КМИС, в начале лета 70,5% граждан считали, что руководство Украины ведет страну в неправильном направлении, 11,7% поддержали действия власти, 17,3% затруднились с ответом. Экономическую ситуацию назвали хорошей или очень хорошей 0,8% граждан, удовлетворительной – 9,7%, плохой и очень плохой – 87,1%, затруднились с ответом 2,5%. На улучшение жизни в Украине через год надеются 10,5%, но 38% считают, что ситуация ухудшится, а 33,9% думают, что ничего не изменится (17,6% затруднились с ответом).
Показатели оценок ситуации в стране, по словам социологов, опосредованно влияют на самоощущение украинцев. 16,9% граждан надеются, что через год их семья будет жить лучше, почти четверть населения опасается ухудшения положения, еще 38,8% считают, что ничего не изменится, а каждый пятый не может спрогнозировать ситуацию для своей семьи. Счастливыми себя назвали (определенно, а также в той или иной степени) 53,1% граждан, несчастливыми себя ощущают 19,5%, ответ «и да, и нет» выбрали 24,5%. Показатели самооценки здоровья практически не изменились с прошлого года. Эксперты обращают внимание на то, что практически не меняются (а значит, остаются очень негативными) оценки материального положения. Менее полпроцента граждан «могут позволить себе все, что хотят», еще 2,3% могут купить дорогие вещи. Еще 27,5% заявили, что им хватает денег на еду, одежду, другие первоочередные материальные потребности и часть средств они могут отложить на черный день. При этом 50,3% граждан денег хватает только на еду, а покупать, например, одежду для них уже дорого (17,8% вынуждены экономить даже на еде).
Индексы общественного и индивидуального благополучия рассчитываются по формуле, с которой можно ознакомиться на сайте КМИС. Максимально позитивное значение составляет плюс 100, максимально негативное – минус 100. В мае с.г. индекс индивидуального благополучия упал до рекордного показателя минус 55 (в ноябре 2013 года, накануне майдана, составлял минус 39; в феврале 2014-го – минус 40; в мае 2016 года – минус 53; в декабре 2016 го – минус 51). ИИБ всегда выглядел гораздо лучше: накануне майдана показатель составил плюс 1; в феврале 2014 года (в период смены власти) – плюс 8; в мае 2016-го – минус 8; в декабре 2016 года – минус 3, через полгода – минус 4.
Гендиректор КМИС, профессор Владимир Паниотто, комментируя данные исследования, отметил, что показатели индивидуального благополучия за последнее время практически не изменились (ухудшились только ожидания относительно жизни семьи через год), а вот восприятие правильности направления развития ситуации в стране ухудшилось заметно. «То есть собственный опыт показывает стабилизацию ситуации, а оценка ситуации в стране ухудшается. Скорее всего это означает, что более критично настроены СМИ, из которых граждане составляют представление о ситуации в стране», – предположил Паниотто.
Украинский политолог, попросивший не упоминать его имени, сказал «НГ», что кроме СМИ на общественное мнение влияют разочарование в политиках, которые до сих пор не провели обещанных системных и коренных реформ, и вытекающее из этого недоверие к органам власти. «Законы, которые должны были сделать власть подконтрольной обществу, не приняты. Очевидно, что нынешние депутаты не проголосуют за разрушение старой системы. Но сменить депутатов нельзя: власть утверждает, что досрочные выборы приведут к дестабилизации, которая разрушит Украину. Замкнутый круг», – пояснил источник «НГ».
В обществе на этот счет тоже противоречивые мнения. 48% граждан поддерживают идею досрочных выборов Верховной рады, 35% выступают против. Таковы результаты соцопроса, проведенного в июне фондом «Демократические инициативы» им. И.Кучерива и Центром Разумкова. Социологи отметили, что общественное мнение по этому вопросу практически не изменилось с прошлого года. Но если бы досрочные выборы были объявлены, то 65% украинцев пришли бы на участки для голосования.
Дело в том, что 60% граждан считают политическую ситуацию напряженной, а 30% критической. Эксперты фонда отметили, что по сравнению с прошлым годом оценка не изменилась, а в 2015 году было даже больше (на 7%) тех, кто назвал ситуацию критической. Сомнения относительно того, что досрочные выборы позволят исправить положение дел, связаны в первую очередь с отношением украинцев к партиям. 74% граждан убеждены, что «деятельность украинских партий не соответствует демократическим стандартам». Обосновывая это утверждение, 45% сказали, что партии отстаивают интересы своих лидеров и спонсоров; 36,5% – что партии не имеют реальной связи с рядовыми гражданами; 35% – что партии не придерживаются задекларированных целей и не выполняют обещания. Хотя во всем этом обвиняют те партии, которые были избраны в Верховную раду, но именно за них, судя по данным соцопроса, украинцы намерены голосовать и в будущем: за первое место борются политические силы Петра Порошенко и Юлии Тимошенко, на пятки им наступает «Оппозиционный блок». Правда, новые партии (например, проекты Михаила Саакашвили, Надежды Савченко) ранее не были юридически оформлены и поэтому не включались в опросы.
Независимая газета. 31.07.2017