Минский процесс возвращается к началу

Татьяна Ивженко

Очередная встреча участников контактной группы по урегулированию в Донбассе завершилась скандалом. После череды взаимных претензий украинская сторона заявила, что будет вести переговоры об обмене удерживаемыми лицами только с Россией (которую в Киеве называют инициатором и участником конфликта) и с ОБСЕ (признаваемой в качестве посредника). В ответ представители ДНР и ЛНР, а вслед за ними и российская делегация ушли с заседания.

Напомним, в конце июня в Минске подтвердили, что списки удерживаемых лиц практически полностью согласованы всеми сторонами. Планировалось, что уже 5 июля будет названа дата обмена по принципу «всех на всех». Однако в назначенный день стороны снова вернулись к прежним спорам о фамилиях в списках.

Накануне встречи представители республик Донбасса предупредили, что намерены дополнить повестку дня встречи в Минске вопросами о новых задержаниях, в связи с чем списки дополнились, а также об условиях содержания в украинских тюрьмах. У Киева тоже были подобные вопросы. В частности, по поводу судьбы исчезнувшего в Донбассе журналиста Станислава Асеева, а также относительно допуска сотрудников Международного комитета Красного Креста (МККК) в места заключения украинских пленных в ДНР и ЛНР.

Эти вопросы послужили дополнительным раздражителем для участников переговоров. Основной же темой споров стали списки к обмену. Представитель Украины в гуманитарной подгруппе, первый зампредседателя Верховной рады Ирина Геращенко сообщила, что Киев потребовал освобождения 132 человек: «Нам лишь заявили, что в ОРДО (отдельных районах Донецкой области) удерживают 55 украинцев (без указания фамилий), а в ОРЛО (отдельных районах Луганской области) – 14».

Она отметила: «Потом договорились уже до того, что 39 наших военных, незаконно удерживаемых на оккупированных территориях, – это военные преступники, которые не подлежат амнистии и освобождению». Украинская сторона ранее отказывалась освобождать и обменивать внесенных в списки ДНР и ЛНР лиц, которые либо совершили особо тяжкие преступления (с точки зрения украинского законодательства), либо не имеют отношения к событиям в Донбассе (например, бойцы «Беркута», обвиняемые в расстрелах на майдане в 2014 году).

«Если ОРДЛО, контролированные РФ, требуют от Украины освобождения 63 преступников (в общем списке ДНР и ЛНР – более 800 фамилий. – «НГ»), не связанных с конфликтом в Донбассе, то мы требуем немедленного освобождения всех удерживаемых крымских татар (таковых уже более 30 человек). Также требуем немедленного освобождения всех украинских политзаключенных в РФ… На вопли ОРДЛО, что политзаключенные не имеют отношения к Минским соглашениям, у нас один ответ: убийцы-«беркутовцы» тоже не имеют никакого отношения к Минским соглашениям», – заявила Геращенко.

Представитель ЛНР в гуманитарной подгруппе, руководитель республиканской рабочей группы по обмену военнопленными Ольга Кобцева сообщила журналистам, что перепалка завершилась требованием Ирины Геращенко исключить ДНР и ЛНР из переговорного процесса: «Она заявила, что Киев будет вести переговоры по вопросу обмена пленными только с ОБСЕ и с «Российской Федерацией – оккупантом». После этого делегации республик и российская делегация хлопнули дверью.

Представитель ДНР в гуманитарной подгруппе, республиканский уполномоченный по правам человека Дарья Морозова считает, что украинская делегация сорвала переговоры: «На заседании 5 июля предполагалось завершить подготовку к проведению обмена всех установленных на всех установленных лиц. Нами была проведена колоссальная работа по уточнению списков. Однако деструктивная позиция украинской стороны в очередной раз подтвердила нежелание официального Киева проводить обмен».

Не менее скандально выглядело обсуждение других вопросов. Украинская делегация потребовала от ДНР и ЛНР вернуть национализированные предприятия, отменить решения об обращении рубля как денежной единицы республик и ряд других, направленных на сближение с РФ. А также вернуться к линии разграничения, утвержденной в сентябре 2014 года в Протоколе к первым Минским соглашениям. Республики, как известно, отказываются отступить с занятых за прошедшие годы позиций (в заявлениях лидеров ДНР и ЛНР, напротив, звучало намерение со временем расширить границы республик до прежних пределов Донецкой и Луганской областей).

Стороны уже более полугода не могут выполнить решение минской группы о создании трех точечных зон безопасности на линии разграничения. На завтра снова планируется разведение сил и военной техники у Станицы Луганской. Но оно в очередной раз может быть сорвано, поскольку стороны не доверяют друг другу.

Недоверие проявилось и в подходе к предложенному Международным комитетом Красного Креста проекту создания зон безопасности вокруг инфраструктуры, поставляющей воду в регион. Как писала «НГ», регулярные разрушения обстрелами систем подачи воды и водоотвода, по данным украинской стороны, могут привести к экологической катастрофе в Донбассе. Виктория Талакина, пресс-секретарь руководителя делегации ДНР на переговорах Дениса Пушилина, подтвердила, что республики не поддержали инициативу МККК и отказались отвести силы от объектов водоснабжения: «У нас уже есть опыт создания серых зон, которые впоследствии были заняты противником. Повторять этот опыт у нас желания нет».

Следующая встреча в Минске назначена на 19 июля. К тому времени состоятся переговоры Владимира Путина с Дональдом Трампом, а также с Ангелой Меркель и Эмманюэлем Макроном. В Киеве побывает госсекретарь США Рекс Тиллерсон, состоится саммит Украина–ЕС. Отдельно в украинскую столицу приедет руководство НАТО – в связи с 20-й годовщиной подписания Хартии об особом партнерстве.

Украинские эксперты считают, что именно этот «международный парад» определит будущее Донбасса. Влиятельный журналист Дмитрий Гордон на днях отметил: «По моей информации и по моим ощущениям, в этом году война закончится. Есть ощущение усталости у основных игроков. Есть приход новых элит в ряде ключевых стран».

Независимая газета. 06.07.2017

Читайте также: