Еврокомиссия готова к санкционному контрудару

Игорь Субботин

Европейская комиссия обеспокоена тем, что проект антироссийских санкций США повлияет на инфраструктуру, транспортирующую энергоресурсы в Европу. Председатель законодательного органа Жан-Клод Юнкер пригрозил дать ответ на американский документ в течение нескольких дней, если потребности европейских государств не будут учтены американской стороной должным образом.

На какие именно ответные меры может решиться европейское руководство на фоне усиления санкционного режима со стороны Соединенных Штатов, пока неизвестно, однако, по словам главы Еврокомиссии, предвыборный лозунг президента Дональда Трампа «Америка прежде всего» не должен означать, что «интересы Европы учитываются в последнюю очередь».

В заявлении, распространенном Брюсселем, говорится, что законопроект США «предусматривает введение санкций в отношении любой компании (в том числе европейской), которая вносит вклад в разработку, техническое обслуживание, модернизацию или ремонт трубопроводов для экспорта электроэнергии РФ». По мнению Еврокомиссии, введение новых санкций также может повлиять на «проекты, имеющие решающее значение для целей диверсификации ЕС, – таких как проект по балтийскому сжиженному природному газу». В Брюсселе не ставят под вопрос необходимость мер против Москвы, но тревога по поводу последствий документа есть, подчеркивают в Еврокомиссии.

Подобную обеспокоенность демонстрирует и ФРГ. Официальный представитель германского МИДа Мартин Шеффер заявил, что документ, прошедший через Палату представителей, вызывает вопросы, хотя в его тексте уже видны «значительные улучшения». Дипломат пояснил: не факт, что билль об ограничительных мерах, который был одобрен 419 членами нижней палаты Конгресса, будет принят Вашингтоном в изначальном виде. МИД Франции, в свою очередь, заявил, что американский документ может нарушать международное право.

Однако американские законодатели настроены решительно. Глава комитета Палаты представителей по международным делам Эд Ройс заявил, что три страны, которые упоминаются в тексте законопроекта, – Россия, Иран и КНДР – «угрожают основным интересам США и дестабилизируют ситуацию в регионе». «Множество угроз, которые нависли над нашей национальной безопасностью со стороны Ирана, России и Северной Кореи, нельзя недооценивать, – также выступил спикер Палаты представителей Пол Райан. – Эти негативные акторы уже давно пытаются нанести вред Соединенным Штатам и нарушить глобальную стабильность». Законопроект, по оценке Райана, обеспечивает безопасность США перед лицом «основных противников».

Не менее жесткая риторика звучит с российской стороны. «Вашингтон – источник опасности, – заявил агентству ТАСС замглавы МИД РФ Сергей Рябков, комментируя принятие билля нижней палатой Конгресса. – Это надо понимать и действовать, сообразуясь с таким пониманием: взвешенно, разумно, осторожно, спокойно, без эмоций. К таким действиям мы и будем готовы».

Однако на Смоленской площади не хотят эскалации ситуации. «Мы все это видим и эмоциям не поддаемся, – заверил Рябков журналистов. – Ну что ж, история знает разные периоды: на планете бывают заморозки, бывают оттепели».

Однако в МИД РФ признают, что пространство для взаимодействия постепенно сужается. «По мере продолжения этой политики возможности для продуктивной работы сужаются, – заявил Рябков. – Это очевидный осознанный выбор врагов России в США. Их немало, они совершенно распоясались и не знают удержу в своем раже, у них нет никаких тормозов». Заместитель министра иностранных дел добавил, что авторы скандального законопроекта «делают очень серьезный шаг в направлении уничтожения перспектив для нормализации отношений с Россией и не скрывают того, что именно в этом их цель».

В экспертной среде признают, что у Трампа практически нет пространства для маневра перед лицом санкционного законопроекта. «Отношения с Россией не являются для него жизненно важным приоритетом, – пояснил «НГ» руководитель агентства «Внешняя политика» и программный директор клуба «Валдай» Андрей Сушенцов. – Ставя вето на этот законопроект, он рискует создать крупный внутриполитический кризис. Его вето может быть легко преодолено Конгрессом с учетом того, каким большинством одобрен этот санкционный пакет. Получать себе еще одну головную боль в виде политического кризиса по вопросу отношений с Россией совершенно для него неразумно, поэтому это его поражение. Этим законопроектом его принуждают понести репутационные издержки за ту антагонистичную линию, которую он принял по отношению к американскому истеблишменту, не давая адекватной реакции на скандал по поводу мнимого российского вмешательства в американские выборы».

Аналитик сомневается, что у России есть финансовые инструменты для ответа на санкции. «Наши страны в экономическом плане связаны мало, – заявил Сушенцов. – Есть несколько проектов, которые можно прекратить. Думаю, ничего суперкритичного сейчас не происходит. Та линия, которую ведет Конгресс, является контрпродуктивной для самих США и в долгосрочной перспективе размывает санкционный режим. Американцы в одностороннем порядке фактически вышли из диалога с ЕС, отказались от принципа консенсуса формирования санкционных мер, который лежал в основе, когда эти санкции обсуждались в 2014 году. Более того, они даже вмешиваются в европейскую юрисдикцию, указывая европейцам, у кого они должны покупать энергоносители, а у кого – нет. Этот шаг касается не столько России, сколько внутренних дел ЕС. Нам нужно сделать какие-то чисто символические шаги, но важно не перегнуть палку, не дать реакцию, которая превысит изначальный импульс. Американские санкции не являются следствием долгосрочной и продуманной американской стратегии».

Независимая газета. 26.07.2017

Читайте также: