Зачем Молдове Евразийский союз?

Елена Кузьмина

На протяжении 2000–2016 гг. в Молдове не удалось внедрить стабильную экономическую модель. За период независимости в республике произошло обнищание граждан. В 2015 г. Молдова заняла 92 по­зицию из 142 государств мира в рейтинге благополучия (Legatum Prosperity Index 2015)[1]. А в рейтинге, включающем толь­ко европейские страны, Молдова занимает последнюю строчку по уровню жизни. При этом отметим, что самый высокий рейтинг у республики был в 2011 г. — 79-е место, а с 2012 г. шло постоянное снижение индекса. Размер номинального ВВП республики снизился с 7,9 млрд долл. в 2013 г. до 6,2 млрд долл. в 2015 г. В 2015 г. ВВП на душу населения по данным Всемирного банка уменьшился сразу на 7,7% до 1 848,1 долл. по сравнению с предыдущим годом, в 2016 г. снизился еще на 7,4% до 1 712,2 долл. (143 место из 187 стран).

Панацеей от экономических проблем в Кишиневе виделось создание ассоциации с Европейским союзом, соглашение о которой было подписано в июне 2014 г., ратифицировано 1 сентября 2014 г., но полностью вступило в силу 1 июля 2016 г. Это соглашение включает в себя Углубленную и всеобъемлющую зону свободной торговли (DCFTA), направленную на содействие экономической интеграции и политической ассоциации между ЕС и Молдовой. Автономные торговые преференции, введенные еще с 2008 г. в рамках Восточного партнерства, также должны обеспечивать беспошлинный и неквотируемый доступ для почти всех молдавских товаров на рынок ЕС.

Торговые преференции имеют два режима: полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, но в рамках квот и отмену адвалорных частей ввозных пошлин[2]. Но 80% продукции молдавского экспорта вообще не коснулось ЗСТ с ЕС. Квоты на экспорт товаров в ЕС в беспошлинном режиме были предоставлены для следующей молдавской продукции — мясо крупного рогатого скота и птицы, яйца, молочные продукты, ячмень, кукуруза, пшеница, колбасы, сахар и виноградное вино. Однако из-за несоответствия молдавской продукции европейским стандартам качества и ветеринарным, санитарным нормам квоты на мясо, яйца, молочную продукцию, колбасы практически не использовались. А квоты на остальные товары выбирались не полностью.

В результате действительно увеличилась торговля республики со странами Евросоюза с 45,3% в 2012 г. до 54,5% в 2016 г. При этом молдавский экспорт в ЕС в этот период вырос с 47,0% до 65,1%, а импорт из Евразийского союза увеличился с 44,5% до 49,1%.[3]

Но в экспорте в ЕС в 2015 г. опережающее и значительное увеличение (на 54%) пришлось на реэкспорт. Так, по расчетам молдавских экспертов экспорт в ЕС молдавской продукции, очищенной от давальческого сырья (реэкспорта) сократился на 6,6%. Остальная часть (без поставок продукции на давальческом сырье) в структуре экспорта в ЕС представлена первичным сырьем с низкой добавочной стоимостью: пшеницей, кукурузой, подсолнечником, орехами, медом, необработанной кожей и металлом. Фактически Молдова в минимальной степени смогла воспользоваться расширением рынка сбыта своих несырьевых товаров.

В связи с подписанием договора об ассоциации с ЕС Россия, крупнейший на тот период торговый партнер страны, объявила о экономических мерах в отношении РМ. Во-первых, переход Молдовы к более жестким требованиям на ветеринарные сертификаты ЕАЭС защищенной формы. Во-вторых, с сентября 2014 г. было введено эмбарго на поставку молдавских вин. Убытки от него для Молдовы только за три последующих месяца превысили 20 млн долл. А за весь 2014 г. либерализация экспорта вина в ЕС не смогла компенсировать потери российского рынка. В-третьих, введение с сентября пошлин на всю сельскохозяйственную продукцию в размере ставок Единого таможенного тарифа ЕАЭС, и соответственно лишение Молдовы привилегий в торговле с РФ. Всего в список товаров, подлежащих таможенному налогообложению, вошло 19 видов товаров. Среди них: мебель, алкогольная продукция, овощи, мясо, сахар, зерно, а также некоторые продукты питания.

В результате предпринятых мер для защиты российского рынка в 2014 г. молдавский экспорт в Россию сократился почти на 35%. При этом падение экспорта по 19 группам товаров из РМ в Россию оценивалось в 200 млн долл. А потери фермеров составили около 145 млн долл.

Таким образом, молдавская экономика крайне уязвима из-за воздействия внешних шоков со стороны торговых партнеров и глобальных мировых процессов, а также внутренней политической нестабильности. Краткосрочная перспектива продолжает оставаться сложной. Это вызывает недовольство населения, более 60% которого выступают против европейского вектора интеграции Молдовы. ЕС, являющийся ее основным спонсором, настойчиво требует от республики проводить реформы судебной системы, деполитизацию государственных учреждений, расследования кражи 1 млрд долл. из банковской системы страны и др., угрожая, что в случае их невыполнения ЕС не будет оказывать финансовую помощь.

В связи со сложным состоянием экономики руководство РМ осознало необходимость восстановления торгово-экономических отношений с Россией и евразийского интеграционного вектора в целом. Но единства в молдавской политической элите по этому вопросу нет. Новый президент страны — лидер Парии социалистов И.Додон, пришедший к власти после прямых выборов 13 ноября 2016 г., еще в предвыборных обещаниях заявлял о намерении возобновить стратегическое партнерство с Россией. Но сделать это возможно лишь после решения проблемы с таможенными пошлинами в трехстороннем формате — Россия–ЕС–Молдова. Более того, работа президента будет осуществляться в условиях противостояния с действующими до конца 2018 г. проевропейскими парламентом и правительством страны.

В апреле 2017 г. в Бишкеке был сделан первый шаг по восстановлению экономических связей с евразийскими странами: президент РМ И.Додон подписал документ, дающий республике статус наблюдателя в ЕАЭС. Однако этот документ должен ратифицировать молдавский парламент. Премьер-министр страны П.Филип, например, считает, что президент превысил свои полномочия, подписав данный документ. Также И.Додон и председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Т.Саркисян подписали меморандум о сотрудничестве между республикой и ЕАЭС.

Говоря об экономических связях со странами ЕАЭС, необходимо отметить несколько моментов. Во-первых, до 2008 г. безусловное первенство в экономическом взаимодействии принадлежало странам СНГ (ЕАЭС — это 5 из 11 стран СНГ), прежде всего РФ. Доля России, которая в 1997 г. в экспорте страны составляла 61,5%, в 2015 году стремительно упала до 12,2%. Такое падение привело к тому, что Россия, благодаря поставкам энергоресурсов, в первую очередь газа, сохранила свое лидерство в импорте Молдовы. А первое место в экспорте республики, принадлежавшее России, заняла с 2014 г. Румыния, через которую идут молдавские поставки в ЕС. Во-вторых, внешнеторговые связи страны с ЕС уже к 2017 г. приобрели устойчивый характер и республика не станет их разрушать. В-третьих, исходя из политической конъюнктуры в стране, не был проведен анализ возможных выигрышей и потерь от европейской и евразийской интеграции. В итоге Молдова за три года евроинтеграции мало чего приобрела в торговле с ЕС, но при этом утратила выгоды от фактической потери емкого рынка ЕАЭС, в первую очередь рынка РФ.

Анализ торговли Молдовы со странами-членами Евразийского союза за 2012–2016 гг. (по данным ВТО) показывает следующее. Резко сократилась доля главного торгового партнера — России: с 20,0% до 12,7%. Это произошло за счет падения экспорта на 26% и импорта — на 12% в среднем за этот период. У второго по объемам торговли евразийского партнера — Беларуси — доля в общем объеме внешней торговли сохранилась на уровне 3,4%, однако при увеличении молдавского экспорта на 9% произошло сокращение импорта на 17%. Казахстан также сильно сократил свое присутствие на молдавском рынке с 1,1% до 0,3% за счет сокращения экспорта на 20%, а импорта на 41%.

Торговля Молдовы со странами ЕАЭС

Страны 2012 2016
Экспорт Импорт объем Экспорт Импорт Объем
Армения 1,4 0,4 1,8 0,9 0,3 1,2
Беларусь 80,7 172,2 252,9 103,5 101,2 204,7
Казахстан 50,3 28,5 78,8 13,2 3,1 16,3
Кыргызстан 2,8 0,3 3,1 1,8 0,1 1,9
Россия 655,1 816,9 1472,0 233,2 535,2 768,4

Источник: http://trademap.org

Молдавские эксперты, занимающиеся вопросами восточного экономического сотрудничества, обращают внимание на важные аспекты выгод евразийской интеграции для экономики Молдовы. К общим выгодам евразийской интеграции, они, в частности, относили отсутствие таможенных барьеров на пути молдавского экспорта на восточные рынки и защиту единого рынка Евразийского экономического союза (ЕАЭС) от внешних импортеров, создание в его рамках фондов, способствующих стабильности даже в условиях ухудшения мировой рыночной конъюнктуры. Это позволило бы сократить потери от торговли с ЕС и преступить к модернизации экономики, а соответственно повысить ее конкурентоспособность.[4]

Российские экономисты выделяют особенно две отрасли молдавской экономики, где можно было получить значительные преимущества от евразийской интеграции страны: аграрно-продовольственный сектор, с особым статусом виноделия, и энергетика.

Фрукты, овощи, вина, семена кукурузы и подсолнечника, т.е. товары с высокой добавочной стоимостью, традиционно поставлялись на евразийские рынки и их объем всегда значительно превышал поставки на рынки ЕС. Это подтверждают статистические данные.

В товарной структуре молдавского экспорта в Россию традиционно преобладает именно агропродовольственная продукция: плодовоовощные консервы, соки, вина, коньяки. Не меньший интерес вина и коньяки Молдавии вызывают у Беларуси и Казахстана, в 2016 г. они занимали первую товарную позицию и составили 20% и 4,3% соответственно всего молдавского экспорта в эти страны.

Кроме того, по подсчетам молдавских специалистов, уже в течение первых лет участия страны в евразийской интеграции в сельском хозяйстве можно было создать более 250 тыс. новых рабочих мест, а также увеличить объем ВВП с нынешних 7,2 млрд долл. почти до 35 млрд долл.

При этом в импорте из России наибольший удельный вес принадлежит энергоресурсам, прежде всего, поставкам газа. Газпром поставляетв Молдову порядка 3 млрд куб м. газа в год. Контракты между «Газпромом» и «Молдовагазом»[5] на поставку газа потребителям Молдовы и транзит газа через ее территорию действуют до конца 2019 г. Цена на российский газ для Молдовы в свете мировых ценовых тенденций последние три года сокращалась. Если в 2013 г. закупочная цена российского природного газа для Молдовы составила 387 долл. за 1 тыс. куб. м, то в 2016 г. лишь 176 долл. Однако нельзя забывать, что по-прежнему между странами сохраняется специфика погашения Молдовой задолженности за российский газ. Она нарастала из года в год, поскольку в общую сумму долга Молдовы в 6,5 млрд долл. включена задолженность Приднестровья в объеме 6 млрд долл. Тот факт, что до сих пор эти долги перед «Газпромом» не были взысканы, говорит лишь о политической позиции России, которая рассчитывает на реинтеграцию страны и готова участвовать в этом процессе путем списания части долга.

В последние годы в целях снижения зависимости от "Газпрома" Молдова стремилась к диверсификации энергетического рынка. Одним из альтернативных источников стало строительство с Румынией газопровода Яссы-Унгены. Но этот трубопровод в лучшем случае сможет обеспечить природным газом лишь жителей двух приграничных районов Молдовы. К тому же Румыния сама импортирует российский газ. Поэтому для экспорта газа из Румынии в Молдову необходимо получить согласие на реэкспорт у российского «Газпрома». Поставки газа из Румынии в Молдову начались лишь 4 марта 2015 г. В дальнейшем с целью увеличения объемов транспортировки газа из Румынии по газопроводу Яссы–Унгены Молдове необходимо еще построить компрессорную станцию. Более того с вводом в строй в 2019 г. «Южного потока 2» могут быть сокращены газовые потоки в Румынию.

Еще один важный вопрос для Молдовы — это трудовые мигранты на территории стран ЕАЭС, в первую очередь в России. Только официально в РФ зарегистрировано порядка 500 тыс. молдавских гастарбайтеров в РФ (всего по данным Всемирного банка за рубежом работает порядка 700 тыс. молдаван). Валютные поступления трудовых мигрантов в бюджет служат серьезным фактором развития страны. По данным Всемирного банка поступления денег от трудовых мигрантов по отношению к ВВП в Молдове составляет порядка 25%. Независимый аналитический центр Expert-Grup рассчитал, что сокращение объема денежных переводов из России на 10% соответствует примерно 2% ВВП Молдовы, или 153 млн долл. Следовательно, уменьшение валютных переводов в Молдову сказывается и на доходах бюджета и, в особенности, на потреблении, поскольку почти 100% переводов гастарбайтеров идет в стране на внутреннее потребление.

Таким образом, для Молдовы сотрудничество со странами Евразийского экономического союза имеет важное значение для укрепления национальной экономики, выравнивания социально-экономической ситуации в стране. Но для полноценного сотрудничества республике придется преодолеть существующие разногласия в руководстве страны по этому вопросу, а также решить вопросы сочетания торговых пошлин ЕС и ЕАЭС.

Примечания

[1] Ин­декс включает восемь категорий: экономика, образование, здраво­охранение, личные свободы, без­опасность, предпринимательство, управление и социальный капи­тал.

[2] Адвалорный порядок исчисления ставок таможенных пошлин — это способ определения пошлины через процент от таможенной стоимости продукта. Размер пошлины высчитывается по формуле. Это аналог пропорционального налогообложения на продажу. Адвалорная пошлина взимается с товаров с разными качествами в рамках одного класса. Рассчитывается она на основе стоимости груза. Пошлина предполагает оплату суммы, установленной в процентах к таможенной стоимости продукта.
Подробнее: http://vedinform.com/customs/payments/advalornaja-poshlina.html

[3] Посчитано автором по данным ВТО // http://trademap.org/Bilateral_TS.aspx?nvpm=1|498|||14719|TOTAL|||2|1|1|1|2|1|1|1|1

[4] См подробнее: Фокина Л.В Молдова на перепутьемежду ТС и ЕС // Россия и новые государства Евразии. 2013. № 2 (19). С. 43-52.

[5] «Молдовагаз» — совместное молдавско-российское акционерное общество, созданное «Газпромом», правительством Молдовы и Министерством промышленности Приднестровья.

РСМД. 31.05.2017

Читайте также: