В Германии сравнивают Днестр с Берлинской стеной
Светлана Гамова
Модератор встречи президента Игоря Додона с журналистами из Молдавии и Приднестровья – германский политолог Александр Рар заметил «НГ», что на Евросоюз Кишиневу надеяться не приходится. ЕС занят своими проблемами и теряет притягательность для граждан республики, которые понимают: в европейскую семью их не возьмут. Россия на этом фоне представляется им более перспективной. Додон, по словам Рара, использует представившийся ему шанс, пытаясь объединить страну. Однако в Приднестровье Игорь Додон остается невъездным.
На настроения граждан Молдавии повлияла ситуация в соседней Украине, где на востоке страны идут боевые действия. Молдаване, в том числе и руководство республики, сказал «НГ» научный директор Германо-российского форума Александр Рар, не хотят, чтобы украинские события повторились у них. «Но в то же время ситуация меняется и в Евросоюзе. ЕС не обладает сегодня той притягательностью для жителей Молдовы, которая наблюдалась еще 10 лет назад. В Германии говорят, что Днестр – последняя Берлинская стена в Европе. Но сломать ее до сих пор ни у кого не получалось. Додон рассчитывает, что сможет объединить два берега Днестра (собственно Молдавию и Приднестровье), и предпринимает в этом направлении конкретные шаги. На открытой встрече с представителями общественности, журналистами – молдавскими и приднестровскими он высказал свой взгляд на проблему, вступив в дискуссию с журналистами из Приднестровья. Мне кажется, она у него получилась. Такого открытого диалога с обществом до Додона не проводилось.
Он обрисовал перспективы совместного проживания Молдовы и Приднестровья, пообещав приднестровцам второй государственный язык – русский. Если мероприятие получит продолжение, то у Днестра появится перспектива перестать оставаться последней Берлинской стеной в Европе. Главное – это предстоящие парламентские выборы в Молдове в будущем году. Если на них победят сторонники Додона, у него появится свое правительство, тогда и процесс урегулирования приднестровского конфликта сдвинется с мертвой точки», – прокомментировал ситуацию Александр Рар.
Депутат парламента Молдавии Богдан Цырдя пояснил «НГ», что «не все в молдавской власти поддерживают начинания президента». «Именно поэтому Додону приходится искать компромиссные решения. К примеру, в Приднестровье обиделись, что президент Молдовы поддержал идею установления на приднестровском участке модавско-украинской границы совместных пограничных и таможенных постов Молдовы и Украины. Но чтобы сохранить территориальную целостность страны, что поддерживает и Москва, Молдове надо установить контроль над всей своей границей. Этим и объясняется заявление Додона о совместных КПП с Украиной. В Тирасполе его слова расценили как поддержку усиления блокады непризнанной республики. Но Додон должен был это сделать, так как его бы не поняли в Молдове – ни во власти, ни в народе. Кроме того, за стремление Додона наладить отношения с Россией, что, кстати, поддерживает большая часть населения, его «бьют» на Западе. И ему приходится удерживаться на линии ЕС – Евразийский экономический союз (ЕАЭС)», – сказал молдавский парламентарий.
Немецкий политолог Александр Рар также отметил попытку Додона «летать на двух крыльях» (ЕС и РФ). Но он отметил, что, «находясь между двумя блоками, Додону ничего не остается делать, как, сохранив европейский вектор, налаживать отношения с Россией и ЕАЭС». Что касается Приднестровья, то, по мнению эксперта, Додон фактически подменяет переговорный формат «5+2» (Молдавия, Приднестровье – стороны, Россия, Украина, ОБСЕ – посредники, ЕС и США – наблюдатели), предлагая Тирасполю прямые переговоры с Кишиневом. «Посмотрим, что из этого получится – на восстановление отношений сторон требуется время», – заметил Александр Рар.
Между тем в Приднестровье президент Молдавии Игорь Додон считается невъездным. После встречи Додона в январе в городе Бендеры с президентом Приднестровья Вадимом Красносельским в Кишиневе и в Тирасполе заговорили о том, что «все начинает налаживаться». Но эта надежда рассыпалась после того, как Игорь Додон заявил в Москве, что Тирасполь не отдает России долг за газ, так как газовые деньги в регионе воруют. Он посоветовал Москве внимательнее относиться к кредитованию Приднестровья. Совет вызвал возмущение у руководства непризнанной республики, в которой проживают 220 тыс. граждан РФ. Лидер Приднестровья Вадим Красносельский сказал по этому поводу «НГ», что в регионе проводится российский аудит, который охватит все сферы деятельности. «И тогда станет ясно, кто, сколько и когда воровал», – подчеркнул Красносельский, отметив, что аудиторская проверка завершится 1 июля.
Но уже вчера ответ на вопрос «кто, когда и сколько?» дал Верховный совет. Он одобрил снятие иммунитета с бывшего президента Приднестровья Евгения Шевчука.
Верховный совет рассмотрел представление прокурора Анатолия Гурецкого о снятии неприкосновенности с Евгения Шевчука в связи с возбужденным в отношении него уголовным делом о хищении государственных средств в особо крупном размере. Гурецкий сообщил депутатам, что поводом для возбуждения дела стало создание Шевчуком стабилизационного фонда, на который было перечислено со специализированного газового счета, куда зачислялись средства за потребленный газ, почти 83 млн приднестровских рублей (около 8 млн долл.).
Согласно приднестровскому законодательству, бывшие президенты, вице-президенты и спикеры парламента обладают неприкосновенностью, которую вправе снять Верховный совет 2/3 голосов депутатов.
После завершения российского аудита населению будут сообщены и другие подробности, если, как отметил Вадим Красносельский, это позволят специалисты РФ.
Реакции Игоря Додона на ситуацию вокруг газовых махинаций бывшего приднестровского лидера пока нет. Однако он отметил, что «у Молдовы без Приднестровья нет будущего, и у Приднестровья будущего без Молдовы также нет». Додон заявил, что в основе договоренности с левым берегом должно быть несколько принципов.
Во-первых, нейтралитет как залог объединения страны. «Без согласия Тирасполя и жителей Приднестровья Молдова не может войти в военный блок – НАТО или другой. Без нейтралитета мы страну не объединим, и это нужно признать на международном уровне, желательно решением ООН, как это было с другими странами. Второе – надо дать право на самоопределение Приднестровью, если Молдова потеряет в будущем свою государственность. На основании этих двух пунктов мы должны объединить страну», – отметил глава молдавского государства.
Во-вторых, патриотизм и знание истории Молдовы. Додон считает, что необходимо законодательно запретить унионизм и сажать за это в тюрьму по примеру Румынии.
Дальше – экономика. «Нужно создавать рабочие места, а не сидеть в Брюсселе с протянутой рукой за 100 млн долл. Что такое 100 млн долл.? На прошлой неделе Россия списала Киргизии 250 млн долл. без каких-либо условий. Так зачем унижаться перед теми, кто ставит тебе условия против твоей государственности и вмешивается в твои дела по избирательной системе? Ребята, парламентское большинство, поднимитесь уже с колен, сколько можно?» – возмутился Додон.
Последний принцип – сбалансированная внешняя политика вопреки «палкам в колесах».
Додон подчеркнул, что эти четыре момента принципиально важны для сохранения государственности Молдовы.
Независимая газета. 29.06.2017