«Стальные коридоры» Шелкового пути

Олег Ларин

На прошлой неделе в Астане состоялось много знаковых событий – саммит ШОС, двусторонние встречи лидеров стран-участниц организации, открытие ЭКСПО-2017. Практически все участники этих мероприятий отмечали существенное влияние идеи строительства «Шелкового пути» на развитие торгово-экономического сотрудничества между странами Евразийского континента.

Ведущая роль в концепции «Один пояс, один путь» отводится построению безопасных и эффективных транспортных коридоров, которые могут стать инфраструктурной основой создаваемого единого экономического пространства на Евразийском континенте. Направления развития системы сухопутных транс-евразийских коридоров определены в программе ЭПШП, морских трансконтинентальных коридоров – в программе МШП[i].

В проекте ЭПШП определены три основных направления, по которым уже сейчас формируются сухопутные транспортные коридоры:

  1. Европа через центральноазиатские страны и Россию;
  2. Западная Азия через центральноазиатские и южно-азиатские страны;
  3. Юго-Восточная и Южная Азия с выходом на побережье Индийского океана.

Что касается развития морских транспортных коридоров, то в проекте МШП выделены два их главных направления:

  1. государства в южной части Тихого океана;
  2. Европа через Индийский океан.

Оба проекта в системной связи позволяют организовать сообщения всех китайских регионов с Африканским континентом.

На сегодняшний день ведущую роль в обслуживании китайской экономики выполняет морской транспорт, который используется как для импорта сырьевых ресурсов, так и для отправки готовой продукции на экспорт. Однако морские пути становятся все более уязвимыми на фоне территориальных споров в Южно-Китайском море. Поэтому Пекин активно развивает сеть сухопутных транспортных коридоров, прежде всего, железнодорожных.

Тринадцатым пятилетним планом социально-экономического развития КНР на 2016–2020 годы предусмотрено создание интегрированной транспортной системы страны, объединяющей внутренние и международные транспортные маршруты[ii]. В соответствии с национальным «Комплексным планом развития современной транспортной системы Китая» задача интеграции всех видов транспорта рассматривается в качестве руководящей идеологии сбалансированного и эффективного развития транспортной отрасли[iii]. Ключевая роль в этом процессе отводится железнодорожному транспорту, который пока недостаточно полно использует имеющийся потенциал. В частности, обращают на себя особое внимание крайне низкие объемы перевозок по железным дорогам контейнерных грузов, которые составляют основу китайского экспорта – около 3% от общего объема перевозок контейнеров всеми видами транспорта. В то же время в других странах этот показатель превышает 20%. Поэтому Китайские железные дороги (China Railway) к 2020 году планируют увеличить объем контейнерных перевозок по внутренним и международным коридорам до 10 млн TEU (в двадцатифутовом эквиваленте) в год, что превысит 20% общего контейнерного трафика страны[iv].

Обеспечить рост контейнерного грузопотока в международном сообщении планируется за счет существующих объемов морских перевозок между КНР и ЕС, которые превышают 22 млн TEU в год. Организация контейнерных поездов из прибрежных и внутренних районов Китая транзитом по территории России, Казахстана и Беларуси позволяет существенно (почти в 2 раза) сократить общую продолжительность доставки грузов в европейские страны по сравнению с морскими маршрутами. Поэтому Пекин активно развивает маршрутную сеть контейнерных поездов вдоль Шелкового пути, например, между городами Сиань – Будапешт, Чжэнчжоу – Гамбург, Шэньян – Лейпциг, Чунчин – Дуйсбург, Хэфэй – Гамбург, Ланьчжоу – Гамбург и др. В 2016 году были запущены маршруты буквально через весь континент: от уездного города Иу (провинция Чжэцзян) на востоке Китая до Лондона и Мадрида. Также из Иу организованы перевозки в Тегеран транзитом через Казахстан и Туркменистан. На сегодняшний день 27 китайских городов из 21 провинции имеют железнодорожное грузовое сообщение с 28 городами в 11 европейских странах. Стоит отметить, что Россия, Казахстан и Беларусь, являясь транзитными странами, имеют собственную развитию маршрутную сеть контейнерных сообщений с Китаем, например, Далянь – Калуга (Россия), Чэнду – Сморгонь (Беларусь), Шэньчжень – Колядичи (Беларусь), Сиань – Достык (Казахстан) и др. В 2017 году китайский контейнерный оператор China Railway Container Transport Corp. Ltd. (CRCT) планирует увеличить в 1,5 раза количество грузовых железнодорожных контейнерных поездов в западном направлении – до 2,2 тыс. в Европу и 2 тыс. в страны Центральной и Западной Азии[v].

Наращивать объемы железнодорожных перевозок планируется не только за счет перевода контейнерных грузов с морских путей, но и привлекая на «Западе» дополнительный грузопоток для перевозки транзитом в китайские морские порты. Так, в ходе официального визита Си Цзиньпиня в Казахстан в рамках саммита ШОС президенты двух стран запустили железнодорожное сообщение между китайским портом Ляньюньган и казахстанской Свободной экономической зоной «Хоргос – Восточные ворота» (СЭЗ Хоргос), расположенной на казахстанско-китайской границе[vi].

Этот проект считается примером как взаимовыгодного сотрудничества двух стран, заинтересованных в развитии транспортных коридоров ЭПШП, так и эффективного взаимодействия транспортных компаний. Казахстанские железные дороги (АО «Национальная компания «Казакстан темир жолы») являются соучредителями терминала в порту Ляньюньган, а китайский морской перевозчик COSCO Shipping приобрел 49% в каптале казахстанской СЭЗ Хоргос. Из порта Ляньюньган организовано движение поездов в Европу и Центральную Азию через Казахстан, а из СЭЗ Хоргос грузы отправляются в порт для последующей перевозки морским путем на рынки стан АТР. Ожидается, что около 60% грузопотока терминала будет приходиться на страны Центральной Азии. Например, в текущем году Казахстан уже отправил через порт Ляньюньган около 1 млн тонн пшеницы в страны Юго-Восточной Азии[vii].

Можно предположить, что в перспективе будет активно развиваться сеть контейнерных маршрутов между Китаем и странами Центральной и Южной Азии, в частности, Кыргызстаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Афганистаном и Пакистаном, в которых планируется строительство новых железнодорожных линий для сообщений с Синьцзян-Уйгурским автономным районом (КНР).

В Астанинской декларации ШОС, подписанной по итогам саммита, подчеркиваются важность многостороннего сотрудничества в сфере транспорта, так как данный формат является наиболее эффективным для реализации крупных инфраструктурных проектов и создания мультимодальных логистических центров. Китай заинтересован в расширении маршрутной сети контейнерных поездов по всем направлениям ЭПШП, поэтому активно сотрудничает со многими странами в развитии «стальных коридоров», оказывает им финансовую поддержку, выполняет проектные и строительные работы. По итогам 2016 года совокупный доход китайских компаний от реализации зарубежных проектов составил 159,4 млрд долл. и увеличился на 3,5% по сравнению с предыдущим годом. При этом значительную часть доходов подрядчики получили от железнодорожных проектов. В 2016 году были подписаны новые контракты на общую сумму в 244 млрд долл. (рост на 16,2%)[viii].

Реализация совместных инфраструктурных проектов является одним из направлений сопряжения ЕАЭС и ЭПШП. Причем из 39 проектов в сфере транспорта и инфраструктуры, включенных в перспективный план сопряжения, 20 проектов связаны с железнодорожным транспортом[ix].

Стоит заметить, что Россия заинтересована в развитии сотрудничества с Китаем в транспортной сфере в двустороннем и многостороннем форматах. За последнее время накопилось достаточно много примеров подобного сотрудничества, в том числе в организации железнодорожных сообщений, например, по коридору «Восток – Запад» из Китая в ЕС с участием стран ЕАЭС; по коридору «Китай – Монголия – Россия» в рамках программы ЭПШП; по коридорам «Приморье-1» и «Приморье-2», соединяющим северо-восточные районы Китая и дальневосточные регионы России.

По заявлению Президента России Владимира Путина, подобное многостороннее сотрудничество поможет объединить потенциалы различных региональных организаций и инициатив – ЕАЭС, ШОС, АСЕАН, «Один пояс, один путь» и др., что, в свою очередь, окажет содействие формированию более широкого интеграционного контура – Большого Евразийского партнёрства (БЕП) от Атлантики до Тихого океана[x].

На сегодняшний день контуры такого партнерства на политической карте Евразии пока четко не прочерчены. Однако если допустить, что создание подобных региональных объединений происходит не без налаживания надежных транспортных коммуникаций между всеми участниками интеграционного блока, то можно сказать, что первые штрихи будущего образа БЕП уже обозначены. В апреле 2017 года железнодорожные компании семи стран (Белоруссии, Германии, Казахстана, Китая, Монголии, Польши и России) подписали соглашение об углублении сотрудничества в организации железнодорожных контейнерных перевозок в сообщении Китай – ЕС[xi] Соглашение предусматривает совершенствование механизмов координации перевозочного процесса, согласованного развития железнодорожной инфраструктуры, информационного взаимодействия при осуществлении таможенных процедур, проведения гибкой тарифной политики, внедрения единых стандартов обслуживания и пр. Последовательная реализация предусмотренных соглашением мероприятий повысит эффективность трансграничных перевозок по евразийским железнодорожным коридорам, что окажет содействие расширению международных торговых связей и развитию интеграционных процессов между указанными странами, а в последующем и в рамках БЭП.

______________________________________________________________________________________________________

[i] http://ru.china-embassy.org/rus/ztbd/aa11/t1257296.htm

[ii] http://en.ndrc.gov.cn/newsrelease/201612/P020161207645765233498.pdf

[iii] http://www.ndrc.gov.cn/xwzx/xwfb/201703/t20170302_840258.html

[iv] http://www.silkroad.org.cn/html/0113127.html

[v] http://english.gov.cn/news/top_news/2017/05/11/content_281475651858340.htm

[vi] http://www.akorda.kz/ru/events/astana_kazakhstan/participation_in_events/uchastie-v-telemoste-kazahstan-i-kitai-tranzitnyi-most-evrazii

[vii] http://www.globaltimes.cn/content/1050325.shtml

[viii] http://english.gov.cn/news/top_news/2017/05/22/content_281475664160396.htm

[ix] http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/9-6-2017-1.aspx

[x] http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/54738

[xi] https://www.yidaiyilu.gov.cn/xwzx/gnxw/11559.htm

РИСИ. 15.06.2017

Читайте также: