Экономика Армении: вызовы и перспективы

Доктор экономических наук, основатель и директор "Центра исследований постиндустриального общества" Владислав Иноземцев представил на страницах The armenian interest свое видение развития экономики Армении.

По версии ученого, Армения на протяжении своей постсоветской истории должна была превратиться в индустриальную точку роста на Кавказе, "заманивая" европейские компании, в первую очередь, низкими издержками и налоговыми льготами. Учитывая армянскую диаспору в ЕС и США, подобная политика могла увенчаться успехом.

В чем причины экономических проблем Армении?

Как считает эксперт, происходящее сегодня в армянской экономике (темп прироста ВВП упал со средних значений для 2011-2014 гг. с 4,7% до 0,2% в 2016 г.) не является случайным явлением, а обусловлено экономической политикой, которую власти страны проводили на протяжении всего последнего десятилетия.

"Как и в России, в Армении после обретения независимости власти пошли по относительно простому пути использования природных ресурсов страны. Доля меди, ферросплавов, золота и других цветных металлов в экспорте устойчиво составляла около 60%. Кризис 2009 г. не заставил власти задуматься, в результате чего снижение сырьевых цен привело к "затуханию" экономического роста. Однако более важной проблемой стало отсутствие внимания к задачам изменения экономической структуры", - отмечает Иноземцев.

В этом контексте эксперт приводит пример соседней Турции, которая за 25 лет увеличила индустриальный экспорт в 13,8 раз, привлекая в том числе европейские компании, которые создавали в стране свои производства.

Экономист отмечает, что Армения не воспользовалась аналогичным шансом, даже учитывая армянскую диаспору в ЕС и США.

В результате, около 950 тысяч граждан Армении мигрировали из страны и стали обеспечивать ежегодные денежные поступления до $2,3 млрд (18% ВВП). Это позволяло долгое время нивелировать чудовищный дефицит внешней торговли (60-65% объема импорта или до 27% ВВП) и ничего не предпринимать в направлении индустриализации.

"Получалось, что чем хуже дела в Армении, чем выше уровень безработицы (по последним данным, 18,5% трудоспособного населения), тем лучше: больше людей уедут, придет больше денежных переводов. Но это путь в никуда", - считает Иноземцев.

Эксперт отмечает, что сегодня страна пожинает результаты такой политики. Поскольку в России кризис и девальвация, а Европа ужесточает миграционную политику, сумма переводов за 2015-2016 гг. в Армению снизилась на 31%. Экспорт растет в физическом объеме, а не в стоимостных оценках, а государственный долг достиг 51,6% номинального ВВП.

"Нужны неотложные антикризисные меры, причем не только краткосрочные, но и нацеленные на поступательную и радикальную смену всего экономического курса. Без комплексных реформ в сфере конкуренции, упрощения доступа капитала и функционирования налоговой системы Армении вряд ли удастся повторить те результаты, которые были достигнуты в 2002-2007 гг. Кроме того, несомненным приоритетом должна стать борьба с коррупцией", - заявил Иноземцев.

Патриотизм диаспоры в экономике не работает

Как считает эксперт, привлечь армянские инвестиции в Армению непросто, поскольку диаспора становится мощным двигателем экономического развития лишь при соблюдении двух условий. С одной стороны, она сама должна воспринимать развитие страны как "национальный проект" и элемент собственной идентичности. С другой стороны, власти должны создать условия, в которых представители зарубежного армянского бизнеса не опасались бы за свои инвестиции и проекты, понимая, что участие в развитии экономики Армении не только патриотично, но и выгодно.

По мнению экономиста, наличие диаспоры – это только потенциальное, но не обязательно актуальное преимущество. На первый взгляд, Армения недостаточно использует фактор диаспоры: в 2015-2016 гг. в страну пришло $268 млн прямых иностранных инвестиций против $3,16 млрд денежных переводов. В итоге, как оказалось, Армению поддерживают покинувшие ее трудяги, а не сделавшие состояние за рубежом миллионеры.

Однако, по его словам, и здесь есть объяснение, поскольку большинство успешных армян диаспоры занимаются недвижимостью, торговлей и инвестициями на фондовых рынках, то есть вовлечены в те бизнесы, которые сложно развить в самой Армении.

"Мне кажется, что надежды на представителей диаспоры могут оказаться опасными с точки зрения выработки оптимального экономического курса (в первую очередь потому, что значительная часть армянской диаспоры является "новой": люди уезжают уже из независимой Армении и от ее проблем, и вернуть обратно их или их капиталы представляется исключительно сложной задачей). В гораздо большей мере необходима "новая индустриализация", развитие производства элементов и комплектующих для международных компаний, включение армянских предприятий в глобальные производственные цепочки, наращивание экспорта промышленных товаров, и через это – сокращение безработицы, возвращение выехавших квалифицированных работников, создание цивилизованной бизнес-среды", - сказал Иноземцев.

По словам экономиста, только если властям удастся все это реализовать, диаспора придет в движение, поскольку патриотизм в экономике не играет основополагающей роли.

Что дало Армении членство в ЕАЭС и ТС?

По мнению эксперта, сложно сказать, увеличился бы экспорт Армении в страны ЕС при дальнейшем сближении с Европейским Союзом, но провал на постсоветских рынках случился бы вне зависимости от членства в ЕАЭС.

ЕАЭС объединяет государства, более половины экспорта каждого из которых составляют первичные или незначительно переработанные природные ресурсы. Поэтому, с одной стороны, синергия от интеграции не может быть столь значительной, как в условиях объединения высокоспециализированных индустриальных экономик. С другой стороны, в случае изменения конъюнктуры сырьевых рынков кризисные явления могут практически в одинаковой мере затронуть все страны Союза. Это объясняет тот факт, что за первые два года пребывания Армении в ЕАЭС никакого выигрыша в торговле республика не получила: с 2013 по 2016 г. армянский экспорт в страны ЕАЭС сократился более чем на 26%.

По оценкам Иноземцева, в ближайшее время кризис в России и других странах Союза не завершится (цены на нефть могут опуститься ниже $50 за баррель, а внутренний спрос продолжает сокращаться), поэтому возобновление в декабре 2016 г. ранее прерванных переговоров о новом договоре между Арменией и ЕС является вполне положительным.

Считается, что Армения, войдя в ЕАЭС, приняла на себя ряд обязательств, которые ограничивают ее экономическую свободу. Однако, как полагает эксперт, подобные ограничения возникли не от вхождения в Евразийский Союз, а от выстраивания особых отношений с Россией (сегодня на Россию приходится около 96,5% товарооборота Армении со странами-членами ЕАЭС).

"Экономика Армении в значительной степени контролируется Россией. 100%-ми "дочками" российских компаний являются "Южно-Кавказская железная дорога", которой переданы в концессию железные дороги Армении; "Газпром Армения", обеспечивающая поставку и продажу природного газа на внутреннем рынке; "Арментел" и его коммуникационные сети; "Электросети Армении" (до конца 2015 г.); "Роснефть-Армения" и т.д. Значительное число энергетических и промышленных объектов также принадлежат российским инвесторам. Поэтому можно не удивляться тому, что "Газпром" выступает против строительства газопровода из Ирана, а РЖД — против сооружения железной дороги из Ирана в Грузию", - отмечает Иноземцев.

Рекомендации

Основные рекомендации для Армении, по словам эксперта, сводятся к трем базовым принципам: индустриализация, европеизация и глобализация. В частности, Армении нужно по-новому осмыслить возможности, которые открываются с учетом ее географического положения.

"События последних лет – снятие экономических санкций с Ирана и возвращение его в глобальную геополитику, "срыв" Турции в авторитаризм и антизападничество, китайские проекты "шелковых путей", в том числе предполагающих обход с юга Каспийского моря – все это делает крайне необходимым налаживание тесных связей с Ираном и строительство инфраструктуры, соединяющей Иран с побережьем Черного моря (возможно, с участием международных консорциумов инвесторов)", - считает Иноземцев.

По его мнению, успех этого предприятия дал бы Армении статус региональной транзитной державы и открыл бы стране прямой доступ к дополнительным источникам энергоресурсов.

"Это практически наверняка сделало бы Россию более сговорчивой по широкому спектру экономических (и не только) вопросов. При этом задачей такого "моста" стала бы связка Ирана не с ЕАЭС, а с Европой", - считает Иноземцев.

В частности, эксперт рекомендует развивать все формы транзита, так как это позволило бы преодолеть ощущение "замкнутости" Армении как страны, не имеющей выхода к морям и отлученной от масштабных грузо- и пассажиропотоков. Особый акцент он ставит на развитие авиационного транзита, с учетом того, что аэропорт "Звартноц" является одним из крупнейших в регионе, после международного аэропорта им. Ататюрка, который может утратить свою транзитную привлекательность из-за смены вектора турецкой политики.

Он также указал на необходимость максимальной либерализации процесса создания новых предприятий "с нуля", которые в итоге обеспечили бы "новую индустриализацию" и "многовекторную политику" Армении. А также предоставление налоговых льгот, в частности, обнуление налогов на протяжении 10-15 лет на предприятия, создаваемые иностранными и внутренними инвесторами как greenfield-проекты. Их задачей должно быть не пополнение казны, а создание рабочих мест, наращивание экспорта, повышение квалификации местных кадров, налаживание связей с европейским и американским бизнесом.

"На месте армянских властей я бы санкционировал полное частное владение объектами инфраструктуры, если они построены после, например, 1 января 2017 г., включая трубопроводы, автомобильные и железные дороги или аэропорты", - отметил Иноземцев.

Также значительное внимание, по его словам, стоит уделить мерам поддержки малого и среднего бизнеса, прежде всего потому, что в Армении за период независимости так и не возник устойчивый средний класс собственников.

"Эта "пустота" в недрах армянского общества, разделенного исключительно на сверхбогатых и очень бедных, является потенциальным источником социальной нестабильности, которая может оказаться очень опасной", - считает Иноземцев.

По его словам, экономические перспективы Армении помимо прочего, определяются и будут определяться военно-политическим климатом в Закавказье и, прежде всего, отношениями с Азербайджаном.

"Сегодня Россия стремится балансировать между двумя соперниками, поддерживая взаимовыгодные отношения с обеими странами. Учитывая то, что в своей энергетической и инвестиционной политике Азербайджан намного более активно оглядывается на США и государства Европы, чем на Россию, я бы советовал армянскому руководству также ориентироваться на эти страны в большей степени, чем на Москву: в случае обострения конфликта именно европейские столицы и Вашингтон будут обладать бóльшими возможностями повлиять на Баку, чем Москва", - уверен Иноземцев.

Arka. 13.06.2017

Читайте также: