Андрия Мандич: «Черногория первой покинет НАТО»

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Томас Шэннон и премьер-министр Черногории Душко Маркович 5 июня приняли участие в торжественной церемонии вступления Черногории в Североатлантический альянс. Теперь балканская страна официально стала 29-м членом блока. Однако большинство населения страны, судя по опросам, выступали против присоединения к НАТО. Председатель партии «Новая сербская демократия» и первое лицо «Демократического фронта», объединяющего главные оппозиционные силы страны, Андрия Мандич в интервью «Известиям» рассказал о причине дипломатического кризиса между Россией и Черногорией, внутриполитической ситуации и запланированном референдуме о членстве страны в НАТО.

— Отношения России и Черногории переживают не лучшие времена. Подгорица расширила персональные санкции в отношении российских политиков. Как это расценивать?

— История показывает, что у Черногории никогда не было более близких союзников, чем Сербия и Россия. Однако ведущие страны НАТО в течение многих лет вкладывали немало денег и усилий для того, чтобы разорвать эти связи и создать антисербскую и антироссийскую Черногорию. «Новая Черногория» должна стать «балканским авианосцем» в борьбе с Москвой и Белградом. Поэтому все, что традиционно имеет связь с Россией и Сербией, сейчас воспринимается враждебно. А тех, кто борется за сохранение отношений с традиционными союзниками, называют главными врагами.

Правящие элиты безоговорочно исполняют все указания западных политиков. Когда приходит сигнал, что необходимо ввести санкции, то они это делают без раздумий. Ведь они действуют не в интересах собственных граждан, а в интересах третьих стран, преследуя свои корыстные цели. С экономической точки зрения от санкций страдает в первую очередь сама Черногория.

— Президент общества русcко-сербско-черногорской дружбы «Славянский мост» Любомир Радинович обратился ко всем оппозиционным партиям в Черногории с предложением на уровне муниципалитетов принять резолюцию о снятии антироссийских санкций. Сможет ли оппозиция выступить единым фронтом?

— Мы решительно приветствуем и поддерживаем эту декларацию. Как главная оппозиционная сила мы будем стремиться к тому, чтобы декларация была принята всеми органами управления в тех городах, где у власти находится оппозиция. Снятие санкций на уровне муниципалитетов будет сильным политическим жестом. Это поспособствует притоку российских инвестиций и туристов.

— Очевидно, что политика правящих элит, нацеленная на углубление сотрудничества с НАТО, раскалывает черногорское общество. Какова реальная ситуация в стране?

— Страна фактически находится на грани «гражданских столкновений». Еще в 2006 году, когда проводился весьма сомнительный референдум о независимости, Черногория была на пороге кризиса (55,5% граждан проголосовали за независимость, 45,5% были против разрушения государственного союза с Сербией. — «Известия»). На фоне решения властей вступить в НАТО и ввести антироссийские санкции этот раскол в обществе лишь усилился. Кроме того, правящий режим начал использовать более жесткие методы против оппозиции. В 2006 году нельзя было представить, чтобы против оппозиции применялись репрессии. Теперь же это стало ежедневной рутиной.

— Когда вы говорите о репрессиях, что конкретно вы имеете в виду?

— Многие наши единомышленники и соратники находятся в заключении. Против меня выдвинуто большое количество обвинений и ведется уголовное преследование. Нас пытались обвинить в несуществующем государственном перевороте (предполагаемый «антиправительственный заговор» в день парламентских выборов, 16 октября 2016 года. — «Известия»). Это был самый комичный «госпереворот» в мировой истории — без оружия, без путчистов и без каких-либо доказательств, что он вообще был. Более того, правящий режим использует грубую силу против протестующих, которые не хотят видеть свою страну в составе НАТО. А демонстрации проходят постоянно, так как две трети граждан — против присоединения к альянсу.

— Несмотря на это, правящая Демократическая партия социалистов (ДПС) во главе с Мило Джукановичем долгие годы остается у власти.

— Весь секрет власти Джукановича — в сильной поддержке со стороны Вашингтона и ряда европейских держав. Несмотря на то что многие политики, в том числе и экс-премьер Мило Джуканович, замешаны в фальсификации результатов выборов и криминальной деятельности, поддержка этой власти западными странами не ослабевает. Когда более чем год назад в парламенте проходило голосование о доверии правительству, американские дипломаты открыто оказывали давление на часть оппозиции с требованием поддержать правительство Джукановича. Нарушение элементарных гражданских прав в Черногории — не помеха для Вашингтона, так как США хотят иметь на Балканах очередное марионеточное государство.

— Сейчас оппозиция пришла к власти в 30% муниципалитетов (города Будва, Котор, Герцог-Нови). В 2018-м пройдут президентские выборы и муниципальная кампания в более чем 10 черногорских городах. Если оппозиции удастся прийти к власти в 2018 году, какие внешнеполитические шаги можно ожидать?

— В первую очередь мы хотим провести ревизию позиции по НАТО. Большинство граждан против вступления страны в альянс, так как натовские истребители вели бомбардировки территории Черногории еще до того, как они напали на Сербию. Поэтому после смены власти мы организуем референдум о пребывании в военно-политическом блоке, и, таким образом, Черногория станет первой страной, которая покинет НАТО. Мы также отменим антироссийские санкции и аннулируем признание независимости несуществующего государства Косово. Нашим главным приоритетом будет восстановление отношений с Россией и Сербией. Однако мы готовы налаживать конструктивный диалог со всеми соседями, в том числе и с членами ЕС и НАТО.

Беседовал Дмитрий Лару

Известия. 07.06.2017

Читайте также: