Парадоксы безработицы в Казахстане: растет дефицит рабсилы и число неработающих
Роман Иванов
Аналитики отмечают, что казахстанцы просто не торопятся регистрироваться в качестве безработных, поскольку это процесс трудоемкий, а результатов от него они не видят.
Армия в полтора миллиона
Сегодня официальный уровень безработицы составляет менее 5%. Однако участники прошедшего в Алматы круглого стола полагают, что на эти цифры влияет не реальная ситуация в стране, а постоянно меняющаяся метода статистики учета. Реальная картина совершенно другая.
Дело в том, что в службы занятости обращаются далеко не все. По некоторым данным, таковых менее 10% от общего числа нуждающихся в трудоустройстве. Чтобы человека зарегистрировали как безработного, ему нужно регулярно отмечаться в ЦОНе. Тех, кто этого не делает или официально зарегистрировался, но не получил рабочее место, эксперты делят на 3 категории:
- непродуктивно самозанятые;
- экономические неактивные;
- продуктивно самозанятые граждане.
Количество безработных, «непродуктивно самозанятых» и части «экономически неактивных» без уважительных причин, составляет 1,4 млн человек — это 15% от экономически активного населения.
Представителям первых двух категорий время от времени (а иногда и постоянно) получается что-то заработать, но их доходы существенно не дотягивают до среднего республиканского. По словам экономиста Рахима Ошакбаева, меньше средней заработной платы получают 99% непродуктивно самозанятых и 97% самозанятых продуктивно, а ниже даже прожиточного минимума — более половины.
Статистика высосана из пальца
Таким образом, реальное количество безработных в Казахстане может превышать официальные показатели статистики почти в три раза, считают эксперты. Категория самозанятых:
- не участвует в системе социального страхования и не имеет пенсионных накоплений;
- в большей части не имеет постоянных источников дохода;
- как правило, не рассчитывает на карьерный рост, поэтому не заинтересована в повышении квалификации и производительности труда;
- по уровню образования во многом не отвечает современным требованиям рынка.
При этом, по прогнозам центра прикладных исследований «ТАЛАП», к 2020 году население страны старше 15 лет вырастет на 350 тысяч человек. Основной рост придется на реально неактивное население — студентов, пенсионеров, инвалидов. На их долю придется 240 тысяч человек, что создаст дополнительную нагрузку на бюджет государства. При этом скрытая безработица – непродуктивно самозанятые, безработные и часть «неактивных» — может вырасти на 110 тыс. человек.
По мнению экс-министра экономики и торговли Жаксыбека Кулекеева, казахстанский рынок труда имеет ряд характерных черт. Среди безработных становится больше граждан с высшим и средним профессиональным образованием, и меньше — без квалификации и образования. Доля самостоятельно занятого населения составляет 25,4% в сумме с непродуктивно занятыми, о которых говорилось выше. И это довольно высокий уровень.
Общее количество занятого населения 8,6 млн человек, но регулярные пенсионные и социальные отчисления делают около 5,8 млн человек.
Парадокс рынка труда
Причин создавшейся ситуации, по мнению Кулекеева, несколько. Например, нет общей биржи труда, рынок труда децентрализован, что приводит к слабой координации. В результате не только большое количество населения остается без работы, но и из трудоустроенных более 30% работают не по специальности.
Экономист считает, что безработные не ходят в центры занятости не только из-за сложности регистрации, но и потому что не видят реальное содействие в трудоустройстве. В результате база данных о кадрах у служб занятости оказалась неполной и теперь уже работодатели перестали проявлять интерес к их услугам.
— Слабая координация занятости приводит к росту дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда и не способствует объективной оценке эффективности реализуемых государством мероприятий по повышению занятости и сокращения безработицы. Рынок труда до конца не сформирован.
Деятельность существующих институтов рынка труда РК в настоящее время не соответствует требованиям времени, поскольку носит разрозненный характер и не подчинена интересам рационального использования потенциала человеческого капитала, — делает вывод Кулекеев.
Представитель «Назарбаев Университет» Корлан Сыздыкова характерной особенностью рынка труда в Казахстане называет одновременные рост числа безработных и дефицит рабочей силы.
По ее мнению, это произошло из-за «перепроизводства» кадров по одним специальностям и недостатка по другим. Причинами она называет «отсутствие полноценной профориентации и отрыв подготовки кадров от потребностей рынка труда». Теперь выпускники вынуждены тратить время и средства на переучивание либо работать не по специальности.
— Глобализация, возросший уровень конкуренции на рынке труда, отмирание «старых» и появление новых профессий – это та реальность, для ориентации в которой необходимы соответствующие знания и навыки, — сказала Корлан Сыздыкова.
Есть проекты, нет эффекта
По мнению Рахима Ошакбаева, государство понимает сложившуюся ситуацию. Проблемы давно известны и для их решения запускаются все новые и новые инициативы. Но эффект от них оставляет желать много лучшего.
— Во-первых, большинство из действовавших или предлагаемых мер носят краткосрочный характер и направлены на «тушение пожара» трудоустройства существующих де-факто безработных. Однако, не умаляя их важности, отсутствие значимых улучшений длительное время говорит о их явной недостаточности. Во-вторых, существует риск некорректной выборки по вовлечению в массовое предпринимательство. Согласно опросам комитета по статистике среди безработных, менее 1% из них искали ресурсы для занятия предпринимательской деятельностью. Безработным, как и непродуктивно самозанятым, нужна работа, а не возможность создать ее для других, — говорит он.
По словам Ошакбаева, подходить к проблеме следует более глобально.
— Технические улучшения нужны, но глобально реальная безработица является следствием низких темпов экономического роста и опережающего роста производительности труда. Отечественная экономика с ее текущими размерами просто неспособна абсорбировать излишнюю занятость, а значит проблема безработицы будет тесно увязана с общей экономической активностью, — делает он вывод.
При этом Рахим Ошакбаев уверен, что обеспечить будущий рост «способен только частный сектор». В качестве одного из «лекарств от безработицы» экономист предлагает «радикальное создание условий для предпринимательства».
— Гипотеза Центра прикладных исследований «Талап» заключается в том, что проблема безработицы должна решаться не за счет безработных, а за счет существующих занятых и продуктивно самозанятых. При достижении определенного «потолка» доходов наемные работники начинают сопоставлять риски занятия предпринимательской деятельностью с дополнительными доходами, а создание новых бизнес-единиц приводит к естественному спросу на дополнительную занятость. Задачей государства в этом направлении является минимизация всех коррупционных, административных, налоговых и прочих рисков, а также расширение доступа к рынкам сбыта, — резюмировал он.
365info.kz. 10.05.2017