Опасный ли человек для Европы венгерский премьер Виктор Орбан?

Людмила Воробьева

За 60 лет своего существования Евросоюзу так и не удалось согласовать амбициозную цель европейского либерального проекта с национальными интересами участников интеграционного процесса.

Когда же по мере углубления системного кризиса ЕС стало выясняться, что членство в Евросоюзе не только не обеспечивает автоматически благосостояния и безопасности, но и нередко делает заложником новых вызовов (финансовый, иммиграционный кризис, волна общественной и культурной либерализации), ряд стран-членов пошли по пути решения встающих перед ними проблем с позиций собственных национальных государств. Возвращение контроля на уровень государственных структур стало на фоне растущего недоверия к евробюрократам главным требованием не только евроскептиков и правопопулистского движения, но и правящих партий в европейских государствах. Например, в Великобритании эта тенденция привела к Brexit, в Венгрии – к проведению суверенной внутренней политики в рамках выстраивания модели «нелиберальной демократии».

Инстинкт самосохранения заставляет ЕС предпринимать контрмеры. Великобританию ожидает крайне жесткий показательный переговорный процесс по выходу из ЕС с целью отрезвить другие страны и удержать их от следования примеру британцев.

Инструментом воздействия на Венгрию, внутренняя политика которой идет вразрез с либеральными европейскими ценностями, стало использование в ее случае статьи 7 Договора ЕС, предусматривающей введение санкций против страны-члена, нарушающей основные ценности ЕС. Речь идет о запуске так называемого процесса по защите правового государства. Эта мера применяется с 2014 года и включает несколько ступеней эскалации воздействия на нарушителя. На первой ступени от страны-члена требуют в установленные сроки внести изменения в политику, не устраивающую ЕС. Если этого не происходит, тогда наступает очередь следующей ступени. Европейский Совет может по согласованию с Европарламентом принять резолюцию об «однозначной угрозе основным ценностям» Евросоюза. Если и это не помогает, тогда соответствующая страна-член может потерять право голоса в ЕС – при условии единогласного голосования всех других европейских стран (в сегодняшней ситуации этого достичь крайне трудно, если не невозможно).

Европарламент 17 мая 2017 года принял резолюцию о запуске в отношении Венгрии процесса по защите правового государства. К этому времени у ЕС накопилось много претензий к премьер-министру В.Орбану.

В 2015 году на пике иммиграционного кризиса Венгрия вместе со Словакией, Чехией и Румынией голосовала против введения квот на прием беженцев. И хотя квалифицированным большинством это решение все же было принято, Венгрия вместе с Польшей игнорирует его. В то же время премьер Орбан пригласил в страну «настоящих беженцев», т.е. граждан западных стран, которые «вынуждены бежать из своей европейской родины от либерализма и безбожия». Примечательно, что на приглашение Орбана в сентябре 2015 года откликнулись немцы, французы, голландцы, которые от страха перед беженцами из Ближнего Востока переселились в Венгрию, занимающую в списке безопасных для проживания стран второе место после Исландии. Цены на недвижимость в Венгрии сразу выросли.

В центре внимания Комиссии ЕС также находится инициированная Орбаном шумная кампания против ЕС под лозунгом «Остановить Брюссель». В рамках этой кампании он проводит «национальные консультации» по «опасным планам Брюсселя». В контексте критики Евросоюзом обращения в Венгрии с беженцами, которые содержатся в транзитных лагерях на границе с Сербией, один из вопросов гласил: «С недавнего времени в Европе снова и снова совершаются террористические акты. Несмотря на это Брюссель хочет заставить Венгрию допустить в страну нелегальных иммигрантов. Что должна Венгрия делать?» На выбор было предложено два ответа: поставить мигрантов под контроль или разрешить им свободно передвигаться по Венгрии.

Но каплей, переполнившей чашу терпения Брюсселя, стал новый закон о высшей школе, внесенный в конце марта 2017 года министерством образования на рассмотрение парламента. В ЕС опасаются, что он поставит под угрозу закрытия либеральный Центрально-европейский университет (ЦЕУ), учрежденный в 1991 году при финансовой поддержке выходца из Венгрии американского миллиардера Дж.Сороса. С момента основания университет закончили 12 тысяч студентов из разных стран, многие из них пополнили корпус политиков и предпринимателей в государствах Юго-Восточной Европы и бывшего СССР.

По словам Орбана, Сорос через деятельность своего фонда «Открытое общество» подрывает интересы Венгрии. Аналогичного мнения венгерский премьер придерживается и в отношении ЦЕУ, который функционирует без необходимой аккредитации, не предоставляет требуемую информацию и осуществляет учебный процесс по несогласованным программам.

Новый закон содержит ряд новых требований, которые касаются не только ЦЕУ, но и 28 других вузов, существующих, как утверждает правительство, противозаконно. Согласно новым требованиям, иностранные университеты, работающие в Венгрии, должны осуществлять учебный процесс также в стране своего происхождения с равнозначным количеством преподавателей и объемом учебных программ. В финансовом отношении это не по силам ЦЕУ, зависящему от спонсорской помощи.

Работа в Венгрии иностранных университетов (не из стран ЕС) возможна только на основе двусторонних договоров Венгрии со страной происхождения университета. Допускается продолжение существования ЦЕУ, но только под другим названием. Кроме того, университеты, подпадающие под новый закон, в будущем больше не имеют права кооперироваться с другими неевропейскими вузами по программам подготовки дипломированных специалистов. Это, в частности, было одним из важных направлений в деятельности ЦЕУ.

По сути, новый закон о высшем образовании ставит под контроль вузы, деятельность которых может быть направлена на размывание принципов суверенной государственности, которыми руководствуется Орбан при проведении политики в рамках национальных границ Венгрии. В ЕС новый закон был квалифицирован как ограничение свободы науки, исследований и преподавания. Венгерское правительство отвергает любую критику и подчеркивает, что хотело устранить анархию и автономность в зарубежных академических программах, делает их легитимными и противодействует несправедливой конкуренции. Так, ЦЕУ, в отличие от венгерских вузов, предоставляет возможность получения двух дипломов – венгерского и американского.

Начатый против Венгрии процесс едва ли впечатлит В.Орбана, который на заслушивании в Европарламенте активно защищал свою политику и даже назвал основателя ЦЕУ Сороса «американским финансовым спекулянтом».

Да и сами евробюрократы отчетливо осознают ограниченность своих возможностей по защите европейских ценностей в странах-членах. Об этом откровенно сказал первый заместитель председателя Комиссии ЕС голландец Франс Тиммерманс: «Наши инструменты не идеальны. Хотя мы и можем протестовать и выдвигать требования, мы должны быть честными». Брюссель не может остановить страну ЕС, которая выбрала определенный политический курс.

РИСИ. 22.05.2017

Читайте также: