Вся власть Национальному собранию: как изменится Армения, став парламентской республикой
Алексей Заквасин
Центральная избирательная комиссия Армении подвела окончательные итоги парламентских выборов, состоявшихся 2 апреля. Уверенную победу одержала Республиканская партия, которую возглавляет президент страны Серж Саргсян. Триумф консерваторов свидетельствует о том, что Ереван продолжит курс главы государства. Однако в 2018 году Армения должна превратиться в парламентскую республику. Каких сюрпризов стоит ожидать от грядущих политических изменений, читайте в материале RT.
По итогам подсчета 100% бюллетеней в однопалатный парламент страны прошли четыре из девяти партий. Республиканская партия Армении набрала 49,12% голосов, партия бизнесмена Гагика Царукяна — 27,32%, прозападный оппозиционный блок «Елк» («Выход») — 7,77 %, ультраправая «Дашнакцутюн» — 6,57%.
Переходный период
В Армении грядут крупные внутриполитические изменения. 27 апреля начнет работу шестой созыв Национального собрания, и в этот же день будет распущено нынешнее правительство.
6 мая страна обретет нового премьер-министра, а 26-го завершится формирование состава ветви исполнительной власти. В середине июня правительство должно представить парламенту программу деятельности на ближайшие годы.
Подведение ЦИК итогов выборов знаменует первый этап коренной реформы политической системы Армении, которая сводится к созданию парламентской формы правления. 6 декабря 2015 года 66,2% избирателей одобрили соответствующие изменения в Конституции.
Шестой созыв Национального собрания получил право утверждать президента. Выборы главы государства, которые должны состояться через год, теперь входят в компетенцию депутатов. При этом избранный парламентом президент лишится тех широких полномочий, которыми обладает сейчас.
Вся реальная власть сосредоточится в руках премьер-министра, который станет Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны. Президент будет обладать представительскими функциями, но ключевой фигурой в переговорах с иностранными государствами будет премьер.
Действующий президент Армении Серж Саргсян находится у власти два срока (с 2008 года) и потому в выборах 2018 года участвовать не будет. Тем не менее армянский лидер может сохранить значительное влияние в государстве благодаря убедительной победе Республиканской партии.
Экономическая «оптимизация»
За последние годы Армения достигла некоторых экономических успехов. После переизбрания Саргсяна в 2013 году ВВП Армении продолжил рост в среднем на 3% в год. В 2016 году по паритету покупательской способности Армения произвела товаров на $26,56 млрд. Это на $1,5 млрд больше, чем в 2014 году.
Уровень ВВП на душу населения вырос с $8,4 тыс. в 2014 году до $8,9 тыс. в 2016-м. Небольшая инфляция в 2015 году (3,7%) сменилась дефляцией в 2016-м (-0,4%). Однако заметного улучшения благосостояния граждан не произошло. Безработица сохранилась на уровне 18%, а доля населения за чертой бедности составляет более 30%.
Армения испытывает большие трудности с инвестициями и деловой активностью. Одна из основных причин — высокие процентные ставки. За минувшие два года Центральный банк сократил ставку рефинансирования с 10,5% до 6%. Несмотря на это, армянские банки продолжают выдавать кредиты со средней ставкой в 17,5%.
«Оптимизация» экономики станет одной из основных задач правящей Республиканской партии. Прежде всего Армении необходимо решить проблему бюджетного дефицита (-4,9% от ВВП). Расходы Еревана превышают доходы на $0,5 млрд, следствием чего является рост госдолга (с 48,8% от ВВП в 2015 году до 53,4% от ВВП в 2016-м).
На выборы республиканцы не шли с популистскими лозунгами. Сторонники Саргсяна дали понять, что продолжат курс на повышение эффективности экономики и не будут в 2017 году индексировать зарплаты и пенсии, а жесткая монетарная политика предотвратит рост цен на продукты и услуги ЖКХ.
С опорой на Россию
Республиканская партия представляет собой типичную консервативную политическую силу. Как говорится в программе Республиканской партии Армении, ее деятельность базируется на «идее вечности Нации и Родины». Философия армянских консерваторов сочетает в себе националистические, государственнические и религиозные лозунги, которые популярны в армянском обществе, особенно в свете перманентного конфликта с Азербайджаном.
Саргсян, как и его предшественники, активно развивает контакты с армянскими диаспорами. За пределами исторической родины проживают более 8 млн этнических армян, часть из них — крупные бизнесмены, ученые, политики, представители шоу-бизнеса из западных стран.
Армения, в отличие от остальных постсоветских государств, может похвастаться наличием мощного лобби в Европе и США. Этот фактор во многом объясняет многовекторный характер внешней политики страны. Тем не менее в Ереване прекрасно осознают, что только тесный союз с Россией поможет поставить на ноги экономику, сохранить независимость государства и обеспечить статус-кво в карабахском вопросе.
В 2013 году Саргсян заявил об отказе от курса на евроинтеграцию в пользу сотрудничества с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Данное решение прозападные силы Армении восприняли как ненужный реверанс в сторону Москвы. Однако стратегический выбор Саргсяна обоснован вполне прагматическими соображениями.
Несмотря на отсутствие общей границы, Россия является фактически безальтернативным экономическим партнером для Еревана. Армения лишена выхода к морю, а ее отношения с Азербайджаном и Турцией остаются крайне натянутыми. Потенциал экономического сотрудничества с нейтральной Грузией ограничен в силу бедности последней.
20% ВВП Армении обеспечивается перечислениями работающих в РФ армян. Ереван получает от Москвы по льготным ценам энергоресурсы и оружие. После вхождения в ЕАЭС в 2015 году армянские производители расширили доступ сельхозпродукции на российский рынок. Наращивание экспорта в Россию — самый простой и эффективный способ заметно увеличить ВВП страны.
В поисках баланса
Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев считает, что Ереван проводит очень «трезвую» внешнюю политику, получая бонусы от отношений с Россией и Западом. По его мнению, многовекторный подход Армении — пример для остальных государств на постсоветском пространстве.
«ЕС продолжает оставаться основным торговым партнером Армении, и это обстоятельство никак не противоречит ее интеграции в ЕАЭС. Ереван сделал свой стратегический выбор — тесный союз с Москвой, который уже приносит плоды, несмотря на кризис в России», — заявил RT Силаев.
Эксперт ожидает, что Москва и Ереван будут усиливать интеграцию за счет запуска совместных экономических проектов. «Это поможет обеспечить качественный рост армянской экономики, создаст тысячи рабочих мест, в которых так нуждается страна», — сказал Силаев.
В то же время он отметил, что новому парламенту и правительству необходимо реформировать экономику.
«Прежде всего, стоит демонополизировать экономику, освободить ее от гегемонии олигархов, подтолкнуть конкуренцию. У Армении есть шанс значительно увеличить темпы роста. Если новые власти этого не сделают, то потенциал от членства в ЕАЭС реализовать не получится», — констатировал эксперт.
Николай Силаев не исключает, что слабая экономика и бедность могут вновь привести к массовым протестам: «Я отрицаю какую-либо возможность «майдана», то есть антироссийского мятежа. По поводу союза с РФ в Армении царит консенсус. Однако политическая система Армении должна стать более демократичной, граждане жаждут положительных изменений, и это нельзя игнорировать».
«Изменится ли ситуация в Армении в положительную сторону после учреждения парламентской республики, сказать сложно. Насколько я понимаю, Саргсян не собирается укреплять личную власть. У Республиканской партии существует оппозиция. Все это закладывает фундамент для формирования в стране более сбалансированной политической системы», — подчеркнул Силаев.
RT. 09.04.2017