Россиян больше всего пугает угроза нищеты

Анастасия Башкатова

Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) составил рейтинг главных личных страхов россиян и их опасений по поводу ситуации в стране. В повседневной жизни россияне боятся в основном за здоровье близких и судьбу детей. На третьем месте – страх безденежья, но по сравнению с 2000 годом сейчас эта проблема пугает в полтора раза меньше граждан. Однако как только россияне говорят о ситуации в целом в России, на первые места выходят другие страхи: обнищание, война, массовая безработица.

Сейчас примерно в полтора раза меньше граждан, чем в самом начале нулевых, боятся в повседневной жизни столкнуться с безденежьем. Если весной 2000 года этот страх испытывали 55% из 1500 опрошенных россиян, то в марте 2017-го – уже 34%. Такие данные обнародовал вчера ФОМ.

Однако, несмотря на позитивные изменения, угроза безденежья все равно входит в список самых главных личных страхов россиян и занимает в общем рейтинге третье место.

На первом месте в списке личных страхов населения сейчас находится здоровье близких: об этом говорят 49% опрошенных. Причем по сравнению с 2000 годом доля респондентов, указавших на этот страх, выросла более чем в полтора раза. На втором месте находятся опасения за детей и внуков: сейчас на это указывают 38% респондентов против 40% в 2000-м.

Но как только социологи просят россиян описать их тревоги по поводу общей ситуации в стране, список угроз заметно меняется. Причем те проблемы, которые в повседневной жизни казались россиянам не самыми страшными, в данном случае выходят уже на первый план и предстают как главные угрозы для развития всей страны.

В частности, в рейтинге общегосударственных страхов у россиян на первом месте оказались рост цен и обнищание населения. Сейчас о тревогах по поводу этих проблем говорят 38% опрошенных.

Несмотря на действия Центробанка и достижение исторических минимумов по инфляции, кардинальных улучшений в этом вопросе россияне как будто не почувствовали. Для сравнения: в 2000-м опасались роста цен и обнищания 41% респондентов. Улучшения в ответах граждан, как видим, есть, но мизерные.

На втором месте общегосударственных страхов у россиян оказалась угроза нападения других стран. Доля респондентов, опасающихся войны, за 17 лет увеличилась более чем вдвое: с 11 до 27%.

На третьем месте – угроза массовой безработицы. Сейчас о ней говорят 26% опрошенных. И опять, несмотря на отчеты правительства о рекордно низких уровнях безработицы, за 17 лет оценки россиян не изменились: в 2000 году по поводу массовых увольнений в стране беспокоились тоже 26% граждан.

Впрочем, еще раз обратим внимание: в своей повседневной жизни россияне не считают эту проблему самой серьезной. В рейтинге личных страхов россиян потеря работы занимает шестое место.

Наконец, примечательно, что в списке общегосударственных тревог населения почти не изменилась доля граждан, опасающихся гражданской войны, а также экономического кризиса. Так, в 2000-м гражданской войны боялись 24% опрошенных, а в 2017-м – 22%. В 2000-м боялись экономического кризиса 20% респондентов, в 2017-м – 18%. Улучшения очень символические – в данном случае уместнее говорить скорее о стабильности в оценках россиян.

Опрошенные «НГ» эксперты не видят ничего удивительного в том, что списки личных и общегосударственных страхов существенно различаются.

«Страхи, связанные с детьми и внуками, со здоровьем близких, – это глубоко личные переживания, которые могут серьезно ударить по человеку. А безденежье – скорее социальная проблема, которую человек переживает гораздо легче. Однако когда мы переходим от «микроуровня» к «макро-», человек уже не думает крупными категориями «здоровье нации», гораздо сильнее его трогают проблемы экономики, поскольку они отражаются конкретно на нем», – поясняет первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «Когда речь идет о глобальных проблемах, финансовое состояние населения страны в целом оказывается важным», – соглашается руководитель отраслевого отделения «Деловой России» Сергей Варламов.

Также эксперты замечают, что люди, судя по опросам, не всегда могут проследить причинно-следственные связи между разными проблемами, респонденты часто неправильно оценивают риски. Именно поэтому получается, что, например, в списке общегосударственных страхов первое место занимает обнищание, а экономический кризис не попадает даже в пятерку основных тревог.

Как поясняет аналитик компании IFC Markets Дмитрий Лукашов, угроза безденежья, обнищаний, безработицы и т.п. – это частные случаи экономического кризиса. И если это учесть, то получается, что и в 2000-м, и в начале 2017-го россияне на самом деле больше всего боялись именно его. «Беспокойство граждан связано также с тем, что они не знают способов защиты от кризиса, для них он как внешняя злая сила, как погода», – замечает Лукашов.

Уточним, другие социологические центры тоже составляют «карту» страхов россиян, включая туда в разной пропорции и геополитические, и экономические угрозы. Например, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в конце января сообщил, что главные факторы, создающие наибольшее напряжение в обществе, – это опасения россиян, связанные с международными конфликтами, военными действиями, а также с ростом цен и исчезновением из магазинов привычных товаров. А все остальные негативные факторы воспринимаются россиянами как менее значимые и маловероятные – в том числе даже такие, как снижение доходов, задержки зарплат, потеря работы (см. «НГ» от 30.01.17).

Иную классификацию предлагают социологи Левада-Центра. В начале марта они указали, что россияне сейчас считают самыми острыми общественными проблемами рост цен (об этом сказали 69% из 1600 опрошенных), бедность (50%), безработицу (42%), кризис в экономике (34%), коррупцию (28%), расслоение по доходам (27%) и т.п.

Независимая газета. 04.04.2017

Читайте также: