Венгрия: на кого будут работать новые энергоблоки АЭС "Пакш"
6 марта 2017 года Европейская комиссия после почти полутора лет расследования выдала разрешение Венгрии на строительство второй очереди АЭС «Пакш». Таким образом, как и ожидалось, Европейский союз снял последнее препятствие для осуществления проекта, названного в самой Венгрии «сделкой века». В рамках проекта «Пакш-2» российская государственная компания «Росатом» должна построить в Венгрии два новых энергоблока (реакторы ВВЭР 1200), которые должны с конца 2020-х годов сменить два ныне действующих «советских» реактора на венгерской АЭС «Пакш». Строительство второй очереди «Пакш» планируется начать в 2018 году.
В ноябре 2015 года Еврокомиссия начала расследование проекта строительства «Пакш-2» на предмет соответствия схемы его финансирования правилам Европейского союза. Сейчас, в начале марта 2017 года, Европейская комиссия признала, что строительство АЭС «Пакш-2» является для Венгрии «правом в соответствии с договорами ЕС». В соответствии с договорами ЕС государство-член ЕС может самостоятельно определять направление развития своей энергетической отрасли и принимать решение об участии в инвестировании в области ядерной энергетики.
На самом деле, у Брюсселя было несколько претензий к этому продвигаемому Россией крупному энергетическому проекту в сфере атомной энергетики в одной из ключевых стран Центральной Европы. В ноябре 2016 года Европейская комиссия решила вопрос по первой претензии. Она закрыла дело против Венгрии о возможном нарушении относительно совместимости проекта «Пакш-2» законодательству ЕС по государственным закупкам. Российский проект «Пакш-2» был принят венгерским правительством без конкурсного тендера, к проведению которого готовились еще французские и японские конкуренты российского «Росатома». Расследование было закрыто в прошлом году признанием того, что Венгрия здесь не нарушила правила ЕС. Было признано, что из-за специфики означенного проекта из атомной энергетики, из-за его «технической исключительности», технические требования и требования безопасности могут быть удовлетворены только одной компанией. Поэтому присуждение контракта непосредственно этой самой компании — «Росатому» совместимо с правилами ЕС. Тем не менее, постановила Еврокомиссия, отдельные тендеры в рамках проекта должны быть открыты для других субподрядчиков. В этом пункте ЕС попытался воспрепятствовать привлечению на средства российского кредита исключительно российских и венгерских поставщиков. Еврокомиссия дала свое разрешение в ноябре 2016 года после того, как Венгрия обязалась снять ограничения для конкуренции по субподрядам. Из циркулирующей в венгерских СМИ информации, к проекту «Пакш-2» в качестве субподрядчиков будут привлечены крупнейшие фирмы, по крайней мере, из двух первенствующих государств-членов ЕС — Франции и Германии. Французская группа Alstom поставит на «Пакш-2» генераторы и турбины, а немецкие компании станут поставлять оборудование для безопасной работы станции. Таким образом, французские и немецкие компании надеются заработать на привлекаемые в проект средства из российского кредита. Подобное обстоятельство, как утверждают венгры, склонило в пользу проекта еврокомиссара Гюнтера Оттингера (ХДС). Оно же обусловило то, что проект АЭС «Пакш-2» в Евросоюзе стал лоббировать известный немецкий бизнесмен Клаус Мангольд.
Оставалось другое препятствие, которое и решили сейчас в марте 2017 года. Изначально Венгрия отдала предпочтение «Росатому» из-за выгодности российского проекта по схеме финансирования. «Росатом» предложил Венгрии строить АЭС за российские деньги. Поэтому на следующем этапе борьбы Брюссель возражал против «незаконной государственной помощи» при выполнении проекта «Пакш-2». В итоге, по этому пункту главный регулятор ЕС сейчас пришел к выводу, что подобный масштабный проект не может финансироваться исключительно на рыночных условиях и нуждается в государственной поддержке, с которой Еврокомиссия согласилась при будущем соблюдении Венгрией трех условий:
- АЭС «Пакш-2» должна управляться вновь созданной компанией, которая юридически будет отделена от нынешнего владельца — крупнейшей государственной энергетической компании Венгрии — MVM Zrt. Смысл подобного требования — возможные убытки не должны скрываться и восполняться многопрофильной материнской компанией. Т. е. возможные государственные субсидии проекта и убытки не должны быть «коммерческой тайной» MVM Zrt.
- После запуска «Пакш-2» будет продавать не менее 30 процентов от общего объема производимой электроэнергии на открытой бирже с равным доступом к ней всех участников рынка. Остальная часть произведенной электроэнергии будет продаваться на аукционах с прозрачным и недискриминационном участии. Смысл подобного требования — цены на производимую «Пакш-2» энергию не должны монопольно завышаться. «Пакш-2» преимущественно должна строиться на средства российского кредита. Проект стоит € 12,5 млрд, из которых 80% в виде кредитов предоставят российские банки. Во время последнего визита в Будапешт российский президент Владимир Путин объявил даже о готовности полностью профинансировать строительство венгерской АЭС в объеме € 12,5 млрд. Для этого, по его словам, нужно лишь изменить условия соглашения, заключенного в 2014 году. Проект будет выполняться российской государственной компанией «Росатом» под финансирование российским банком со значительным государственным участием. Существует вполне понятное стремление российского организатора проекта ускорить возвращение вложенных российских средств через получение повышенной нормы прибыли через монопольное завышение цены. Еврокомиссия пытается заранее противодействовать подобному подходу.
- Если проект окажется прибыльным, то оператор «Пакш-2» не должен реинвестировать эту прибыль для дальнейшего развития, но только использовать для оплаты внешних инвестиций, а также на техническое обслуживание или эксплуатационные расходы. Прибыль, полученная от проекта, таким образом не должна вести к усилению российского участия в венгерской энергетике.
Комиссар ЕС по конкуренции Маргарет Вестагер сообщила, что в ходе «исследования» Европейской комиссией проекта «Пакш-2» венгерское правительство приняло на себя значительные обязательства, что и позволило Еврокомиссии утвердить инвестиции в «Пакш-2» в соответствии с правилами ЕС оказания государственной помощи коммерческим проектам. По официальной версии Брюсселя, государственные инвестиции в отношение «Пакша-2» должны определить разумную норму более низкой прибыли для частных инвесторов. Государственная помощь может быть одобрена только, если оно ограничена и пропорциональна поставленным целям.
Однако у проекта «Пакш-2» все еще остается негативный общий политический шлейф в Европе. Ядерный проект с российским участием был запущен в Венгрии в 2014 году — т. е. в период обострения отношений России с Западом. Сейчас оппозиция в самой Венгрии проекту «Пакш-2» по политическим мотивам незначительна и слаба. Вряд ли противодействие проекту может прийти из Венгрии. Против российского проекта активно выступает лишь одна партия либерального окраса — «Политика может быть другой» (LMP). Однако политический рейтинг LMP в Венгрии находится на крайне низком уровне — в пределах 4−6%. После известия о решении Еврокомиссии снять последние препятствия для осуществления проекта «Пакш-2» специальный венгерский правительственный комиссар, отвечающий за проект, Аттила Асоди заявил, что зависимость Венгрии от России не может возрасти из-за строительства новых блоков на АЭС «Пакш», поскольку эти блоки лишь сменят ныне действующие. Подобное заявление было прямо адресовано критикам проекта из LMP. Кроме того, Асоди указал, что эксплуатация новых энергоблоков АЭС будет свободна от выбросов углекислого газа, что также является преимуществом в свете Парижского соглашения 2015 года. Очевидно, что этот аргумент был адресован венгерским экологам. Кроме того, дополнительным преимуществом, по словам Асоди, должен быть низкий уровень затрат на эксплуатацию АЭС. В данном пункте венгерское правительство указывает на экономическую целесообразность проекта.
Однако сейчас серьезное противодействие проекту «Пакш-2» обозначилось в соседней с Венгрией Австрии. После новости о решении Еврокомиссии свою негативную позицию относительно АЭС «Пакш-2» обозначили австрийский вице-канцлер Рейнхольд Миттерленер, влиятельная националистическая «Партия свободы Австрии» (FPÖ), австрийская Партия зеленых и тамошние экологические НПО. В местном Greenpeace также выразили общие опасения австрийцев на тот счет, что АЭС в Венгрии будет снижать цены на электроэнергию в Австрии и подрывать австрийские усилия по развитию возобновляемых источников энергии. Вполне вероятно, что австрийцы подадут иск в Европейский суд против проекта «Пакш-2».
В любом случае, дискуссии о российско-венгерском атомном проекте и далее продолжатся в ЕС. Главное, в случае с ним выяснилось, что в рамках европейского энергетического рынка имеется один сектор, в котором не применяются те же условия, что и в остальных. Принципиально это ставит под сомнение функционирование единого рынка в области энергетики в рамках Европейского союза. В Венгрии понимают, что проект «Пакш-2» является довольно рисковым проектом по политическим мотивам. Однако риск этот снижается для них интересом к преимущественно российской схеме финансирования. Если «Пакш-2» будет остановлен новыми антироссийскими санкциями, то Венгрия по части потери вложенных финансовых средств не пострадает. В самом «Росатоме» недавно отрицали негативное влияние на свои заграничные проекты возможных новых антироссийских санкций американцев. В январе этого года из департамента коммуникаций «Росатома» сообщили по поводу идущих из США известий о подготовке инициативными американскими сенаторами предложений по новым санкциям против России: «Никакого влияния на проект АЭС „Аккую“ [в Турции], а также на любые другие проекты строительства АЭС госкорпорацией „Росатом“ данное событие не окажет».
В самой Венгрии утверждают, что решающее значение для успеха будущего российско-венгерского проекта строительства новых энергоблоков на «Пакш» имеет позиция Ротшильдов. Еще в 2015 году их подразделение — компания Rothschild GmbH дала венгерскому правительству положительное заключение по финансовой стороне проекта и его окупаемости.
EurAsia Daily. 07.03.2017