В Варшаве не нашли европейской солидарности
Юрий Барсуков
Европейские компании собираются поддержать экспортный проект «Газпрома» Nord Stream-2 «не только морально», заявил глава Wintershall Марио Мерен. Немецкая компания признает, что акционерное соглашение по проекту «сорвано польскими государственными органами», и ее менеджмент не стесняется давать самые резкие оценки политике Варшавы. При этом господин Мерен дал понять, что Nord Stream-2 «нужен Европе» и будет построен, но деталей переговоров не привел. Об определенном прогрессе может свидетельствовать и прошедшая в тот же день встреча главы BASF (головная компания Wintershall) Курта Бока с Владимиром Путиным.
Проект трансбалтийского газопровода Nord Stream-2 оказался сегодня основной темой на ежегодной пресс-конференции немецкой энергокомпании Wintershall (входит в группу BASF). После того как в 2016 году из-за решения польского антимонопольного регулятора западные компании — англо-голландская Shell, немецкие Uniper и Wintershall, французская Engie и австрийская OMV — не смогли стать акционерами газопровода вместе с «Газпромом», было объявлено, что партнеры будут формировать новую схему проекта. Менеджеры «Газпрома» намекали, что она может быть объявлена сначала в октябре, затем до конца года, но этого пока так и не произошло. Глава Wintershall Марио Мерен сегодня не назвал никаких сроков и отказался говорить, как новая схема могла бы выглядеть. В то же время один из собеседников “Ъ”, близких к ситуации, говорит, что согласование схемы проекта «очень близко» к завершению.
Господин Мерен заявил, что европейские компании по-прежнему намерены оказать Nord Stream-2 «поддержку, и не только моральную». При этом глава Wintershall крайне резко раскритиковал позицию Варшавы: «Польша пыталась срывать проект и пытается делать это далее. Это прямо дежавю, ведь по первому Nord Stream было так же. Тогда мы согласились создать мощности по реверсному перетоку газа между Германией и Польшей, чтобы устранить их страх, что они могут быть оторваны от газоснабжения. Но эти мощности оказались почти невостребованными, потому что, наверное, из России газ обходится дешевле». Марио Мерен добавил также, что «очень часто упрекают Россию и “Газпром” в политизации газопроводных проектов», но в данном случае он видит «политизацию с других сторон». Член правления Wintershall Тило Виланд, который курирует российские проекты компании, отметил: «Польша всегда требует солидарности от других стран ЕС, но не всегда сама проявляет ее. Но солидарность — это не дорога с односторонним движением. И в случае проекта Nord Stream-2 они могли бы показать, что готовы не только брать, но и давать».
Тило Виланд заявил, что пять европейских компаний, планирующих принять участие в Nord Stream-2, хотят выработать единую позицию относительно способа поддержки проекта с их стороны. «Я не могу представить, чтобы способы поддержки проекта со стороны разных компаний-участников были разными»,— сказал он. Менеджмент Wintershall отказывается как-либо комментировать возможную новую схему. Предположения большинства собеседников “Ъ” на данный момент сводятся к тому, что это будет схема с заемным финансированием дополнительно к проектному финансированию со стороны банков, которое должно покрыть 70% от стоимости проекта в €8 млрд.
При этом сегодня — на следующий день после переговоров с «Газпромом» — глава BASF Курт Бок встретился с Владимиром Путиным, и, как следует из их публичных заявлений, Nord Stream-2 стал одной из основных тем переговоров. Господин Бок назвал Nord Stream-2 «главным проектом на данный момент». «Мы вместе привели к успеху проект “Северный поток-1”,— заявил он.— И думаю, нам удастся привести к успеху и проект “Северный поток-2”». Президент России заявил до этого, что Nord Stream-2 «не направлен против каких бы то ни было наших партнеров», и назвал трубопровод «абсолютно естественным проектом» с учетом роста потребления в Европе и падения там добычи.
Коммерсант. 22.03.2017