Исследование: Литва может не пережить четвертую волну эмиграции

Огромное и негативное влияние на экономику Литвы, рынок труда и социальную жизнь оказывает продолжающаяся эмиграция населения. Профессор факультета экономики и бизнеса Каунасского технологического университета Вилманте Кумпикайте-Валюнене, изучающая процессы эмиграции, считает, что эмиграцию литовцев можно разделить на четыре этапа, сообщает 21 марта REGNUM.

Как отмечает Кумпикайте-Валюнене, первая волна эмиграции началась вскоре после провозглашения независимости, когда открылись границы, вторая волна - в 2004 году, когда Литва вступила в ЕС. На третью волну оказало влияние присоединение к Шенгенской зоне в 2008 году, постигший Литву экономический кризис и выросший из-за финансовых кредитов уровень безработицы.

«Очень актуально и грустно, что в 2015 году после введения евро началась четвертая волна эмиграции. В 2015 году из Литвы уехало более 40 тыс. жителей страны, а в 2016 году — 50 тыс. Это больше, чем сейчас проживает в Мариямполе или Мажейкяй», — рассказала профессор.

«Потоки эмиграции в последние годы почти приравниваются к критическому году третьей волны эмиграции. Четвертая волна эмиграции связана с ростом цен после введения евро. Хотя предпринимаются попытки это отрицать, статистика и опыт людей говорят обратное», — говорит Кумпикайте-Валюнене.

Раньше мужчины и женщины эмигрировали практически одинаково, в 2014 году число уезжающих мужчин стало превышать число эмигрирующих женщин, а в 2015 году эта разница выросла еще больше.

По инициативе кластера международных миграционных исследований Каунасского технологического университета было проведено самостоятельное, нефинансируемое исследование о причинах эмиграции граждан Литвы. С октября 2016 года от эмигрантов всех четырех волн эмиграции были получены 4136 ответов. Были опрошены люди в возрасте от 19 до 65 лет. Среди них 811 респондентов покинули Литву в 2015 году и позже.

«Более 66% эмигрантов четвертой волны указали на слишком низкие зарплаты в Литве. Это важнейший фактор и самый высокий процент среди всех четырех волн. На втором месте — цены на продукты и услуги (более 42%). Для сравнения, на первой волне 25%, на второй волне — 29%, на третьей — 35% респондентов назвали значение цен», — рассказала о результатах исследования Кумпикайте-Валюнене.

По ее словам, разница в зарплате и неравенство доходов, которое ощущают жители Литвы (40% респондентов), а также личные обстоятельства (более 41%) также являются важнейшими факторами, обуславливающими эмиграцию. «Стоит обратить внимание, что значение всех этих факторов на каждой последующей волне только растет», — указывает профессор.

Она добавила, что если говорить о факторах притяжения, на более высокие доходы в чужой стране указали более 60% эмигрантов четвертой волны. Это также самое большое число, если сравнивать ответы эмигрантов других волн. «Учитывая эти экономические факторы и их растущее значение, это можно назвать «стратегией выживания». Люди выбирали такую стратегию и после 1990 года, когда был особенно высокий уровень безработицы, и людям приходилось искать выход из ситуации», — отмечает Кумпикайте-Валюнене.

«Еще несколько печальных фактов, опирающихся на результаты исследования. 46% опрошенных своим домом считают заграницу, а Литву — только 17%. Кроме того, мигранты четвертого поколения более склонны называть Литву своим домом. Беспокоят и те факты, что более 40% опрошенных не планируют возвращаться в Литву», — подчеркнула она.

По словам профессора, около 20% респондентов отмечают, что в Литве не приобрели никакого профессионального опыта или даже не искали его. Едва окончив среднюю школу или высшее учебное заведение, они сразу уехали на поиски работы. Молодые люди чаще всего выбирали англоязычные страны.

«Если посмотреть на все волны эмиграции, можно утверждать, что чаще всего люди эмигрируют по экономическим причинам, и значение этих факторов с началом каждой волны эмиграции растет. Прогнозы 2000−2005 годов, согласно которым новые страны ЕС постепенно догонят старожилов по зарплате, и в связи с этим потоки эмигрантов сократятся, в случае Литвы не подтвердились. Литва со своей минимальной и средней зарплатами обгоняет только Румынию и Болгарию, а в излюбленных гражданами Литвы Великобритании и Ирландии минимальная зарплата в 4,5 раза больше. Между тем индексы покупательской способности различаются в два раза не в пользу Литвы», — утверждает профессор.

«Конечно, к эмиграции побуждают и социальные причины, такие как возможность совершенствования (38% на четвертой волне), более высокий уровень терпимости (30%) и желание измениться (24%), значение которых также постепенно растет, особенно среди молодежи. Это связано с взглядами и установкам молодых людей, выросших в Литве в период независимости», — говорит Кумпикайте-Валюнене.

Читайте также: