Газ зайдет в Италию с юга
Ольга Мордюшенко
«Газпром» предварительно договорился с одним из своих крупнейших потребителей — итальянской Eni — о поставках газа по «Турецкому потоку». Теперь компании рассматривают различные варианты доставки сырья через Турцию вместо транзита по Украине. В качестве основного рассматривается газопровод Poseidon через Грецию до Италии. Но для того чтобы начать прием газа на юге страны, компаниям придется изменить в контракте точку сдачи, что случается очень редко. Помимо этого новый меморандум оговаривает сотрудничество в сфере СПГ.
«Газпром» подписал меморандум с итальянской Eni о взаимопонимании по поставкам российского газа в Европу через «Южный коридор». По сообщению Eni, меморандум предполагает сотрудничество в области сжижения природного газа (СПГ). Также стороны договорились о связанной с этим модернизации контрактов на поставку российского газа в Италию. Как поясняют в «Газпром экспорте», фактически это означает изменение пунктов сдачи в рамках поставок по «Южному коридору».
Сейчас право собственности на газ переходит от «Газпрома» к покупателю в австрийском Баумгартене. Eni стала первой из крупных европейских клиентов «Газпрома», кто выразил готовность перенести точку сдачи газа по действующему контракту на новый маршрут в обход Украины — с севера на юг. Такой вариант в конце 2016 года обсуждали главы «Газпрома» и Eni Алексей Миллер и Клаудио Дескальци. Тогда речь шла о подключении ко второй нитке «Турецкого потока» мощностью 15,75 млрд кубометров газопровода Poseidon на границе с Грецией. Труба должна пройти через Грецию и Ионическое море на юг Италии (мощность около 10–20 млрд кубометров). Пока российский газ поставляется в Италию транзитом через Украину (потребление страны — около 24 млрд кубометров газа в год).
Сейчас «Газпром» заканчивает проработку технико-экономического обоснования точек входа для Poseidon. Притом, как отмечал господин Миллер, этот проект — лишь один из вариантов подключения европейских потребителей к «Турецкому потоку», но в настоящее время он является приоритетным. В начале 2017 года зампред правления «Газпрома» Александр Медведев в качестве другого называл использование газопровода ТАР (Трансадриатический газопровод) для поставок газа, который придет по «Турецкому потоку», в Европу (предполагаемая мощность — 10 млрд кубометров в год с возможностью увеличения до 20 млрд кубометров).
Смена пункта сдачи в долгосрочных контрактах «Газпрома» — большая редкость. Последний раз такое происходило в рамках строительства Nord Stream, когда участники проекта E.On (теперь Uniper) и GDF Suez (теперь Engie) подписали новые контракты, где пункт сдачи был изменен на границу Германии (Грайфсвальд) или Франции. Но тогда изменения произошли до вступления в силу Третьего энергопакета ЕС. С тех пор ЕС настаивает на отказе от долгосрочных контрактов на поставку газа.
Коммерсант. 21.03.2017