Армения готовится к «битве» за парламент
Алексей Забродин
До исторических парламентских выборов в Армении остались считанные дни. В воскресенье страна выберет вектор развития на ближайшие пять лет и поставит черту под переходом от президентской формы правления к парламентской. Уже 27 апреля, в день первого заседания нового парламента, депутаты выберут премьер-министра, который теперь станет первым лицом государства, оставляя президенту, как говорят сами армянские политики, «функции английской королевы». Главная борьба в воскресенье развернется между правящей Республиканской партией и блоком «Царукян». При этом среди населения почти нет сомнений, что республиканцам удастся сохранить власть, а значит, встает вопрос, кто станет премьер-министром. Как сообщают источники «Известий» в Республиканской партии, премьерское кресло останется у Карена Карапетяна, и это решение поддерживает президент республики.
Еще в 2015 году на референдуме население Армении одобрило переход к парламентской форме правления. Кроме того, была изменена избирательная система — страна перешла к пропорциональной, отменив мажоритарные округа. При этом избиратель может голосовать не только за партию, но и за отдельных людей в партийном списке. В парламенте между партиями разыгрывается 101 депутатское кресло. Кроме того, четыре места отдельно сохранены для представителей нацменьшинств: русских, езидов, ассирийцев и курдов. Если ни одна из партий не наберет «устойчивого большинства» (50%+1), а в течение шести дней после оглашения результатов не удастся сколотить коалицию, то в стране пройдет второй тур. В этом случае две ведущие партии поборются за дополнительные места, которые позволят сформировать правительство, а депутатов в парламенте несколько прибавится. Как отмечают местные политики и эксперты, это «такой армянский вариант пропорциональной системы».
Между тем борьба за власть в обновленной Армении развернулась нешуточная. По последним данным соцопросов, республиканцы набирают около 29%, на 1% опережая блок крупного бизнесмена Гагика Царукяна. Подобные расклады сильно повышают вероятность того, что победителю придется искать партнеров по коалиции. В правящей партии утверждают, что готовы к переговорам с любыми силами, которые преодолеют необходимый барьер (5% для партий, 7% для блоков). А в блоке «Царукян» заявили, что будут «дружить» с кем угодно, только не с республиканцами. Помимо двух партийных тяжеловесов, реальные шансы попасть в парламент есть у партии «Армянское возрождение», у старейшей партии в Армении «Дашнакцутюн» и блока ЕЛК.
Несмотря на бурную полемику, все политические силы сходятся в одном: переход к парламентской демократии — это безусловно хорошо, а нынешние выборы имеют огромное значение для будущего страны. Например, в блоке «Царукян» «Известиям» рассказали, что это «шанс демократического развития» и «последний шанс для изменений в стране». В «Дашнакцутюн» отметили, что таким образом страна «делает демократический шаг», а в «Армянском возрождении» просто назвали выборы исключительными.
По мнению депутата парламента от республиканцев Самвела Фарманяна, парламентская форма гарантирует более эффективную систему управления для Армении. Его коллега Ара Баблоян в беседе с «Известиями» отметил, что парламентская форма — оптимальный инструмент для принятия политических решений, учитывающий мнения всех ведущих политических сил.
Между тем, несмотря на расклады, большинство населения не сомневается в итоговой победе правящей партии. Если республиканцы действительно выиграют, то и премьера выбирать именно им. Как сообщили источники «Известий» в Республиканской партии, предварительное решение — оставить на этом посту Карена Карапетяна, который «за короткий срок очень хорошо себя зарекомендовал и смог многое сделать для развития страны». Кроме того, действующий премьер — локомотив республиканцев. Рейтинг его поддержки колеблется от 72 до 84%. Собеседник «Известий» отметил, что Серж Саргсян также считает Карапетяна «правильным выбором».
— Переход к другой системе правления очень важен. Нынешний президент выбран по старой конституции, поэтому еще год будет находиться в должности. А следующий президент будет избираться парламентом на семь лет и только на один срок, выполняя лишь представительские функции. Это приведет к изменениям в политической структуре. Но такой переход потребует времени, поскольку в Армении нет развитой партийной системы. Ей только еще предстоит сформироваться, — отметил в беседе с «Известиями» политолог, директор Института Кавказа (Ереван) Александр Искандарян.
Армения продолжает готовиться к выборам 2 апреля. Каким будет их исход, в любом случае говорить пока еще рано, поскольку весомого преимущества ни у одной из партий нет. Между тем в пользу правящей силы говорят опыт формирования коалиций и нововведение с квотами для нацменьшинств. Аналитики полагают, что минимум три «национальных» места из четырех достанутся республиканцам. Учитывая, что разыгрывается всего 101 плюс 4 депутатских мандатов, подобная прибавка к результатам может сыграть ключевую роль. И, конечно, за республиканцев играет фигура Карапетяна, который в Армении действительно пользуется уважением и авторитетом.
Известия. 30.03.2017