Вытеснить «российскую пропаганду». И это основа для улаживания ссор Литвы и Польши?

Роман Холодов

В последние годы отношения Польши и Литвы переживают период обострения. Варшава резонно винит Вильнюс в проведении политики этнического подавления по отношению к проживающему в Литве польскому нацменьшинству. И если бы не наличие «общего врага» в лице России, вполне возможно, конфронтация двух соседних государств могла бы принять куда более острые формы.

«Неудобное меньшинство»

Из-за положения литовских поляков отношения Вильнюса и Варшавы остаются в последние годы весьма напряженными. Литовские власти закрывают школы с преподаванием на польском языке, запрещают написание польских фамилий на языке оригинала и не позволяют установить таблички с названием улиц на польском в местах компактного проживания поляков. Обострение зашло так далеко, что Вильнюс, внезапно спохватившись, теперь лихорадочно пытается поправить ситуацию. В настоящее время делегированный правящим Союзом крестьян и зеленых премьер Саулюс Сквернялис называет соседнюю Польшу стратегическим партнером и обещает «перезагрузить» двухсторонние отношения. Недавно в Сейме Литвы была создана парламентская группа «3 мая» (названа в честь дня принятия Конституции Речи Посполитой, провозглашенной 3 мая 1791 г.), которая ставит целью анализ и решение проблем местных поляков и литовско-польских проблем в целом.

Во второй половине января С. Сквернялис посетил Шальчининкайский район, населенный преимущественно представителями польского нацменьшинства, встретился с жителями, зашел в местные учебные заведения. Одновременно министр иностранных дел Линас Линкявичюс отправился с визитом в Польшу, где высказался за возобновление работы смешанных экспертных групп. По его словам, такие группы необходимы, чтобы Варшава получала «правдивую, а не извращенную информацию о ситуации в Литве». Среди источников, неподобающим образом преподносящих данные, министр туманно назвал «газеты и односторонний взгляд кое-каких политических сил».

В свою очередь, официальная Варшава выразила озабоченность отсутствием ретрансляции польских телеканалов на юго-востоке Литвы, населенном главным образом поляками. Л. Линкявичюс тоже признал такую ситуацию ненормальной – по его мнению, литовские каналы могли бы помочь вытеснить «российскую пропаганду». Также глава внешнеполитического ведомства заявил, что сейм обязан решить проблему с написанием польских фамилий на языке оригинала, то есть разрешить местным полякам использовать в официальных документах букву w, которой нет в литовском алфавите. По его словам, если парламент не примет этого решения, ни о какой «перезагрузке» говорить нельзя, так как это является одним из требований официальной Варшавы, защищающей права своих соотечественников.

В ходе состоявшихся в январе парламентских слушаний оппозиция в лице консервативного «Союза отечества – Христианских демократов Литвы» (СО-ХДЛ) критиковала министра, пытаясь обвинить его во всяческих недочетах и промахах. В ответ Л. Линкявичюс напомнил, что в 2010 г., когда консерваторы находились у власти, они отказались принять законопроект, разрешающий написание польских фамилий нелитовскими буквами. Тогда сейм большинством голосов СО-ХДЛ отклонил эту поправку. Данное голосование, по мнению представителей местной польской общины, было поистине «позорным», поскольку произошло во время визита тогдашнего президента Польши Леха Качиньского. «Многие помнят, что член правительства господин Аудронис Ажубалис (бывший министр иностранных дел от консерваторов. – Р.Х.) был против этого закона. Поверь, Аудронис, об этом помнят до сих пор», – констатировал нынешний глава МИД.

Согласно последней на данный момент переписи населения, литовские поляки составляют 6,58% всех жителей государства (более 186 тыс. человек). Нужно подчеркнуть, что юго-восток населен преимущественно поляками (а также белорусами и русскими), особенно много их в Вильнюсском или Виленском (61,3%) и Шальчининкском (79,5%) краях, немало и в самом Вильнюсе (18,7%). Что неудивительно: Вильнюс с прилегающими территориями был до начала Второй мировой войны польским, а затем волею Сталина передан Литве. Советского вождя нынче принято в этой стране ненавидеть, но с его щедрым подарком расставаться литовцы не торопятся. Более того, основная масса литовцев, живущих на территории Вильнюсского края, приехали туда после 1940 г. «А поляки жили там исторически, достаточно пройти по старым вильнюсским кладбищам, там практически все захоронения польские», – подчеркивает автор исследования «Поляки в Литве: история конфликта» Ярослав Скудер.

Умение за себя постоять

Поляки Литвы цепко держатся за свое национальное своеобразие и поддерживают сеть национальных школ с обучением на родном языке. На данный момент в стране насчитывается около полусотни таких школ, в которых числится примерно 11 тысяч учеников (помимо этого, в 20 школах есть польские потоки). Поскольку в Литве запрещено пользоваться учебниками, изданными за пределами страны, их перевод на польский язык финансируется официальной Варшавой. Более того, в 2007 г. Белостокский университет открыл свой польскоязычный филиал в Вильнюсе.

Однако уже долгие годы Литва пытается постепенно искоренить польский язык из своих учебных заведений. Дипломатические ведомства двух стран постоянно обмениваются острыми уколами по этому поводу, причем особенно отношения испортились с приходом к власти Дали Грибаускайте. «За пять лет было приложено много стараний, чтобы разрушить отношения с Варшавой, хотя именно эта дружба была важной для проектов энергетической независимости и делала голос Литвы слышимым в Европе», – написала по итогам первого срока Грибаускайте во главе государства оппозиционная литовская журналистка Рута Янутене.

Школьникам – этническим полякам, приходится отстаивать свое право на обучение на родном языке, в т.ч. и на митингах протеста

Нужно признать, что литовские поляки, несмотря на свою относительную немногочисленность, пытаются обрести как можно большее политическое влияние. Так, на уровне муниципалитетов они контролируют советы Вильнюсского и Солечницкого районов, также имеют фракцию в совете города Вильнюса. В 2008-м впервые за новейшую историю государства партия «Избирательная акция поляков Литвы» преодолела пятипроцентный барьер на выборах в сейм и провела туда своих депутатов. В январе того же года Министерство просвещения и науки Литвы разработало поправки к Закону о просвещении, предусматривавшие перевод большей части предметов в школах национальных общин на государственный язык. Министерство не разослало законопроект на обсуждение в школы, как обычно, а только местным самоуправлениям. Но общественность узнала о готовящейся «языковой бомбе», и начались мощные протесты. Первыми выступила Ассоциация польских школ и польская община, к ним присоединились и русскоязычные «собратья по несчастью». Общественники заставили государство вступить в дискуссию, начали сбор подписей, в котором участвовали родители, учителя и старшеклассники. Подключились политики, рассчитывающие на голоса национальных общин, и общими усилиями удалось добиться отмены законопроекта.

Также остро стоит проблема возвращения национализированной в 1940 г. земли. В реституционных процессах поляки зачастую трактуются гражданами второго сорта, а представители «титульной» национальности получают все привилегии. «Поляков полностью устранили от принятия решений по возврату собственности. Там правительством были назначены комиссары, которые очень хитро под разными предлогами уводили у поляков собственность», – жалуется Ярослав Скрудер.

Помимо этого, как уже говорилось, поляки недовольны тем, что запись их имен и фамилий в официальных документах производится на литовский лад, с серьезными искажениями (с такой же проблемой столкнулись русские Латвии). В 1994 г. им обещали урегулировать данный вопрос в специальном законопроекте, но обманули. Опять же литовские власти отрицательно относятся к появлению двуязычных надписей в местах компактного проживания поляков.

Один из крупнейших скандалов такого рода имел место в начале 2014 г., когда Вильнюсский окружной суд приговорил к беспрецедентно высокому штрафу главу Шальчининкского района Болеслава Дашкевича за отказ снять двуязычные таблички с названиями улиц. Тогда от Б. Дашкевича потребовали уплатить в общей сложности 43 тыс. литов (12,5 тыс. евро), что, естественно, вызвало крайнее возмущение у его соотечественников. В связи с делом Дашкевича «отец-основатель» Литовской республики Витаутас Ландсбергис высказался за ужесточение отношения к нацменьшинствам. В ответ члены «Избирательной акции поляков Литвы» демонстративно покинули зал заседаний парламента, а позже глава ИАПЛ, депутат Европарламента Вальдемар Томашевский поднял скандал в Брюсселе. Грибаускайте ответила Томашевскому обвинением: «Ваша личная политическая цель – очернять Литву на международной арене, здесь, в Европарламенте, и везде, где есть такая возможность!» Однако и глава польского МИД Радек Сикорский недвусмысленно высказал свое «фе» поведению литовских властей.

А стоит ли «впрягаться»?

Польский эксперт по международным вопросам Гжегож Громадский заявил, что, хотя Польша, может, и имеет право требовать у Литвы обеспечить для своих соотечественников написание фамилий и местностей на двух языках, необходимо учитывать историю. «Свою национальную идентичность в XIX веке литовцы построили, основываясь прежде всего на языке. Он являлся, в сущности, языком крестьян, а вся литовская элита была полонизирована. И здесь наблюдается конфликт не столько с Польшей, сколько с полонизацией, который есть в крови каждого литовца. К тому же не имеет значения, какая партия у власти: будь то правые консерваторы, левые силы или Союз крестьян и зеленых, – у всех этих политиков в отношении польского меньшинства одна позиция», – подчеркнул эксперт. Впрочем, Г. Громадский отмечает, что у обеих стран есть и мощный объединительный фактор – одинаково враждебное отношение к России.

Недавно уровень напряжения между двумя странами вновь усилился после того, как некоторые польские депутаты выразили намерение приравнять литовский национализм к тоталитарным идеологиям, запретив любые виды литовской националистической пропаганды. Однако в Польше набирает известность точка зрения, что не стоит вступаться за соотечественников в Литве, так как большинство из них питают симпатии к России.

Так, недавно автор издания Gazeta Wyborcza Анджей Почобут написал, что проживающие в Литве поляки открыто выражают симпатии Владимиру Путину. Особое беспокойство польской прессы в этом смысле вызывают действия объединения «Избирательная акция поляков Литвы – Союз христианских семей» (ИАПЛ-СХС). А. Почобут напоминает, что ИАПЛ-СХС стремится заручиться поддержкой русскоязычного населения. В последние годы русские Литвы являются главными политическими союзниками местных поляков: они вместе баллотируются на выборах и совместно отстаивают интересы своих общин. Также Почобут пишет, что лидер ИАПЛ-СХС Томашевский публично заявлял о поддержке антиукраинских ополченцев в Донбассе и выразил готовность признать Крым частью Российской Федерации. Таким образом, утверждает автор Gazeta Wyborcza, Варшава должна серьезно подумать, стоит ли ей поддерживать ИАПЛ-СХС и ссориться с Вильнюсом из-за литовских поляков.

Польское меньшинство пытается добиваться признания государством своей национальной автономии в Виленском крае, впервые это требование было выставлено еще на излете советских времен. А возможно ли, что сама Польша в обозримом будущем выставит Литве территориальные претензии – относительно того же Вильнюса? Ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков сказал автору этих строк, что вряд ли: «Еще больше углублять противоречия с Литвой Польше невыгодно по целому ряду причин. Особенно в нынешней ситуации, когда в структурах ЕС у Варшавы и так много недоброжелателей. Отдельно можно отметить Берлин, который в обозримом будущем вряд ли закроет глаза на излишнее давление Польши на соседей. Вильнюс явно рассчитывает на поддержку ФРГ при подобных проблемах. Недаром, например, во время встречи с главой МИД Германии Франком-Вальтером Штайнмайером в апреле 2016 года его литовский коллега Линас Линкявичюс заявил: «Мы хотим больше видимого присутствия Германии в Литве».

Однако нет сомнений, что проблема польского меньшинства в Литве будет «саднить» и «нарывать» и в будущем. А при изменении политической конъюнктуры она способна привести Вильнюс и Варшаву на грань очень серьезного конфликта. Тем более что единение на базе враждебного отношения к России – штука весьма уязвимая.

_________________________

Фото http://www.obzor.lt/news/n343.html

Ритм Евразии. 19.02.2017

Читайте также: