В ожидании неприятностей: украинское направление политики Трампа

Олег Громов

С момента избрания Дональда Трампа президентом США и по сей день в Киеве существуют серьезные опасения того, что политика Вашингтона по украинскому кризису изменится. Все началось с предвыборных заявлений о возможности признания Крыма российским и нахождения компромиссов с Москвой по Украине и усугубилось, когда в январе этого года советники нового главы Белого дома публично стали обсуждать возможность снятия санкций с России в обмен на очередной этап разоружения.

Разумно предположить, что на такой волне будет найден компромисс и по Украине. Дополнительно стоит отметить, что первые решения Трампа в качестве президента в отношении Китая и Ближнего Востока подтверждают мнение о том, что Украина будет находиться внизу списка его внешнеполитических приоритетов.

Это создает у украинского руководства убеждение в скорой смене курса Белого дома, что крайне нежелательно для президента Петра Порошенко и его окружения. Прекращение американской поддержки Киева в прежнем формате и объеме означает сразу несколько вещей. На глобальном уровне - это возможное снижение давления на Россию. На региональном – фактическое «замораживание» ситуации и окончательное оформление новых де-факто государств. В случае серьезного пересмотра политики Вашингтона в отношении украинского кризиса, Белый дом может также и давить на Киев, рекомендуя ему быть более гибким в ходе диалога о будущем самопровозглашенных республик. А это уже, в свою очередь, натолкнется на риски для нынешней правящей группы. Речь идет о радикально настроенной вооруженной части общества - добровольческих батальонах и ветеранах «антитеррористической операции», которые посчитают данный шаг предательством. Отдельные полевые командиры, не чуждые желания повысить свою популярность, уже пытались организовать или принять участие в «третьем майдане» против президента Петра Порошенко, начиная с осени прошлого года.

Однако опасность для правящей команды заключается не в разрозненных группах вооруженной оппозиции, а в системных противниках - прежде всего министре внутренних дел Арсене Авакове и лидере партии «Батькивщина» Юлии Тимошенко. К тому же подобный сценарий чреват развалом и без того непрочной коалиции в Верховной раде между пропрезидентскими силами и «Народным фронтом» и досрочными парламентскими выборами.

Таким образом, коридор возможных сценариев пока не радует Петра Порошнеко: либо ситуация на Донбассе зафиксируется в нынешнем положении, либо украинский президент и вовсе столкнется с расшатыванием своей коалиции.

Другим возможным следствием прихода Трампа в Белый дом для Украины может стать дальнейшее разочарование западных партнеров Киева в отношении перспектив украинских реформ. Предыдущая, в высокой степени лояльная киевским властям администрация уже начала посылать пессимистические сигналы, утрачивая веру в способность украинской элиты привести в порядок ситуацию в коррупционной сфере. Новая администрация может этот процесс еще более ускорить. Не стоит забывать, что и Брюссель, который более плотно поддерживают Киев в его проевропейских устремлениях, уже открыто заявляет (пока что в авторитетных СМИ), что вкладывать средства в «украинское коррупционное болото» больше нецелесообразно. То есть еще один из внутриполитических козырей Порошенко может быть потерян.

Для украинского президента остается единственный выход - создавать мотивацию для Вашингтона и Брюсселя продолжать давить на Москву. Возможно, с этим связано и новое обострение на Донбассе. Кроме того, Порошенко нужно будет сохранить репутацию наиболее приемлемой фигуры во главе украинского государства, не склонной к авантюрам, способной консолидировать страну и не допустить прихода к власти радикальной, националистической оппозиции.

Политком.RU. 01.02.2017

Читайте также: