Спокойная жизнь "Газпрома" заканчивается

Анастасия Башкатова

Приход к власти Дональда Трампа не изменил традиционную американскую политику по вытеснению России с европейского газового рынка. США выступают «против таких проектов, как «Северный поток-2», которые усиливают зависимость Европы от России, заявил американский посол в Греции Джеффри Пайетт. Новый госсекретарь Рекс Тиллерсон также обещает обеспечить Европу американскими энергоносителями. В прошлом году США направили в Европу три и в Турцию два танкера с сжиженным природным газом (СПГ). Эксперты предупреждают: относительно спокойная жизнь «Газпрома» продлится от 3 до 5 лет, а затем конкуренция заметно ужесточится.

Цель США – поощрение прочной и эластичной энергетической сети по всей Европе, заявил в кулуарах Афинского энергетического форума посол США в Греции Джеффри Пайетт (ранее был послом в Украине). Вашингтон, по его словам, поддерживает такие проекты, как, например, Трансадриатический газопровод, по которому каспийский газ поступит через Грецию и Албанию в Италию, передает «Прайм». Но одновременно с этим Штаты выступают против проектов, «усиливающих зависимость Европы от российских поставок». Речь идет прежде всего о «Северном потоке-2». Несколько слов сказал посол и об Украине: «Украинская сеть газопроводов надежна, в этом нет вопроса». Пайетт добавил, что Вашингтон работает в тесном сотрудничестве с Брюсселем над тем, чтобы повысить энергетическую безопасность Евросоюза.

Такой подход к энергополитике – вовсе не пережиток прежней администрации США, а долгосрочная стратегия Вашингтона, на которую не влияет смена президента. Если после избрания Дональда Трампа у кого-то и появилась надежда на скорое потепление отношений двух стран, это все же не должно вводить в заблуждение: курс на вытеснение «Газпрома» с европейского рынка будет сохранен и даже усилен. Доказательство тому – позиция Рекса Тиллерсона. Напомним, ранее он возглавлял Exxon Mobil, а теперь занял пост госсекретаря США. В конце прошлого года Тиллерсон тоже говорил о своих опасениях, что проект «Северного потока-2», предполагающий поставки газа в Германию в обход Украины, чреват нарастанием энергозависимости Европы от России.

«Важно наблюдать за развитием событий и обращать внимание, когда баланс нарушается. Но наилучший ответ, который США могут дать на такую угрозу, это освоение собственных природных ресурсов, – говорил он. – Мы можем предлагать разные варианты, чтобы европейцев не держали в зависимости от одного или доминирующего источника». Из чего можно сделать вывод, что США предлагают Европе «спастись» от России за счет поставок американского топлива.

Среди мер, которые обещал предпринять Дональд Трамп, была энергетическая революция в США: ослабление барьеров для собственного производства, а также экспорта углеводородов. Штаты планируют не только сократить импорт топлива, но и выйти на внешние рынки в качестве поставщика.

В 2016 году США впервые начали экспортировать свой СПГ в Европу. Как следует из предварительных данных Минэнерго США, в течение года в Европу было отправлено три танкера с СПГ: в апреле в Португалию, в июле в Испанию, в ноябре в Италию. И два танкера были отправлены в Турцию: в сентябре и ноябре.

При этом американцы настаивали, что стоимость их поставок для Европы даже ниже, чем трубопроводного газа из России. Так, Wall Street Journal сообщала почти о 30-процентной разнице в цене. Российские эксперты с этим не соглашались: по их оценкам, с учетом доставки и регазификации американский СПГ должен быть для Европы на 30% дороже российского трубопроводного газа.

Ситуация действительно неоднозначная. В частности, из данных Минэнерго США следует, что в Португалию СПГ поступал по цене 3,41 долл. за миллион британских термальных единиц (MMBtu). При этом в апреле 2016-го цена российского газа на границе Германии составляла, по данным Международного валютного фонда, около 4 долл. за MMBtu. Стоимость поставок в Испанию была 4,51 долл. за MMBtu, российский газ в июле 2016-го стоил 4,3 долл. Поставки в Италию оценивались в 6,07 долл. за MMBtu, российский газ в тот же месяц стоил 4,54 долл. Наконец, в Турцию газ поставлялся чуть больше чем за 3 долл. за MMBtu, в то время как российский газ в эти месяцы торговался за 4–4,5 долл. за MMBtu.

В ноябре прошлого года объем американского экспорта СПГ впервые за 60 лет превысил показатель импорта, сообщала Wall Street Journal. Однако поставки американского СПГ – это пока для европейского рынка капля в море.

«Газпром» в прошлом году объявил о рекордных объемах экспорта в дальнее зарубежье: за год экспорт вырос на 12,5% – почти до 180 млрд куб. м газа. «Это исторические показатели, таких объемов не было во времена СССР и во времена новой России», – говорил глава концерна Алексей Миллер. Доля «Газпрома» на европейском рынке выросла до 34%.

Объемы американских поставок намного меньше. Судя по предварительным данным Минэнерго США, в 2016-м танкеры привезли в Португалию, Испанию, Италию и Турцию такой объем СПГ, который эквивалентен менее чем 500 млн куб. м природного газа.

Кроме того, в «Газпроме» настаивают, что далеко не весь американский газ доходит до европейских потребителей. «С большой помпой объявлялось о прибытии первого танкера с американским СПГ, но погода хорошая, девушки в Португалии готовы были бросать в воздух чепчики, а танкер ушел на Ближний Восток, разгрузился и идет обратно», – утверждал ранее зампредправления «Газпрома» Александр Медведев.

Затем, правда, в российских СМИ появлялась информация, что газ все же доходит в пункт назначения. Причем это вызывало досаду не только у российского концерна, но и у экологов. В июле прошлого года около 40 организаций по защите окружающей среды выступили против прибытия в Испанию танкера с американским СПГ. Как уточнялось, в Испании находятся семь регазификационных терминалов, и были предположения, что эта страна сыграет ведущую роль в диверсификации поставок газа.

В Европе происходит постепенная эрозия влияния «Газпрома», пояснил «НГ» аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров. «Газпром» чувствует возрастающую конкуренцию не только со стороны традиционных поставщиков из Северной Африки, Норвегии, но и со стороны СПГ: сначала это был катарский газ, сейчас перспектива американского газа, который ожидается в Европе в значительных объемах в 2018–2019 годах», – говорит Нестеров. Эксперт уточнил, что в перспективе ближайших 3–5 лет американский газ не представляет большую угрозу для «Газпрома», о более долгосрочной перспективе, по его словам, пока трудно судить.

Как он замечает, «у «Газпрома» есть ресурс по снижению цен благодаря низким издержкам производства трубопроводного газа». «При поставках на определенные расстояния (не более 2–3 тыс. км) трубопроводный газ конкурентнее, чем СПГ, – говорит Нестеров. – Но проблема в том, что европейцы в силу своей энергетической политики хотят разнообразия поставщиков даже в том случае, если конкурирующие поставки будут дороже».

Опрошенные эксперты также замечают, что политика США не могла измениться сразу же после прихода Трампа. «В американском истеблишменте много сторонников продолжения жесткой линии с Москвой, и новый президент будет с ними считаться», – полагает ведущий аналитик Amarkets Артем Деев. «Любая администрация США будет вести курс на диверсификации поставок газа в Европу. Евросоюз – большой и выгодный рынок, поэтому за него всегда будет вестись борьба. Это касается любого вида бизнеса, а газовый рынок один из самых прибыльных в этом плане», – добавляет эксперт центра «Общественная Дума» Павел Ивченков.

Эксперты считают логичным стремление США занять свою нишу на внешнем газовом рынке. «Для выживания американскому добывающему сектору необходимо налаживать сбыт в Евросоюз во что бы то ни стало. Американские экспортеры будут готовы продавать СПГ в Евросоюз и Азию даже ниже себестоимости, чтобы сократить объемы внутреннего рынка и тем самым повысить на нем цены на энергоресурсы. Ведь именно североамериканские рынки для американских производителей цель, а вовсе не азиатские и европейский», – считает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. Так что американские компании будут наращивать свое присутствие в Евросоюзе в ближайшие пять лет, и этому будет способствовать политика Трампа, прогнозирует эксперт. Правда, как говорит Антонов, наиболее острую конкуренцию для «Газпрома» американский СПГ составит вовсе не в Европе, а в Азии, «где трубопроводный газ все еще остается экзотикой и рынок вполне готов к относительно дорогому СПГ».

Независимая газета. 06.02.2017

Читайте также: