С глобальным размахом
Габор Штир
Отношения России и Венгрии всегда были довольно противоречивыми, но в последние семь лет нахождения у власти правительства Виктора Орбана они заметно оживились и приобрели положительную динамику.
С президентом России Орбана объединяет консервативный образ мыслей и соответствующий подход к политике. Сегодня в мире происходит консервативный ренессанс, и мне представляется, что Венгрия является проводником этого ренессанса на европейском уровне, а Россия — на глобальном. Орбан акцентирует внимание на национальном государстве, которое должно сохранить свою самобытность в рамках единой Европы, и отдает предпочтение национальному капиталу, хотя и не против свободного движения капитала в целом.
Взгляды Путина и Орбана, которые встретятся 2 февраля в Будапеште, на изменения в мире, пожалуй, важнее переговорных сюжетов, посвященных торговым отношениям и отмене санкций.
В России иногда полагают, что Венгрия не сегодня-завтра наложит вето на продление санкций Европейского союза против России или же вообще выйдет из ЕС. Это не так. Все намеки на выход из Евросоюза — политическая игра. Настоящая цель Виктора Орбана — обновить Евросоюз, сделать так, чтобы он был более сильным, более самостоятельным, менее приверженным политике мультикультурализма. И он понимает, что санкции против России только ослабляют конкурентоспособность Европы. По официальным данным, только Венгрия потеряла от введения санкций $6,5 млрд. В Австрии подсчитали, что страны ЕС потеряли из-за антироссийских санкций 400 тыс. рабочих мест. Политика Венгрии следующая: вместе с такими странами, как Италия, Австрия, Словакия, Греция, регулярно поднимать вопрос о том, нужно ли пролонгировать антироссийские санкции. Венгрия постоянно утверждает, что она против санкций, и пропагандирует свою позицию. Благодаря такой политике лед в санкционной политике — столь невыгодной Европе и России — может тронуться. Венгрия, как и другие страны Центральной Европы, не против Евросоюза и не против НАТО, но смотрит на мир отлично от либеральных государств Запада.
Что касается экономической повестки встречи, то сотрудничество с Россией исключительно важно для повышения конкурентоспособности Венгрии. Макроэкономические показатели нашей страны неплохие, но средняя зарплата, например, на 20% ниже, чем в Чехии и Польше. Есть проблема коррупции, необходимо оживление экономики. Российский фактор для этого важен. Очень хорошо, что есть проект достройки единственной венгерской атомной электростанции «Пакш» при участии Росатома с привлечением российского кредита до €10 млрд. Есть признаки, что после падения товарооборота (из-за санкций) под «зонтиком» «Пакша» уже начинается восстановление прежних торговых отношений. Российский «Метровагонмаш» выиграл тендер на модернизацию поездов для метрополитена Будапешта, этот большой проект уже реализуется. Венгерские компании успешно инвестируют в российскую фармацевтику, мясоперерабатывающую промышленность, кормовую отрасль. В прошлом году — многие помнят — на хороших для Венгрии условиях был заключен газовый контракт, подписанный до 2019 года. Не в последнюю очередь он был заключен благодаря хорошим политическим отношениям. Теперь на встрече лидеров будет обсуждаться формат поставок после этого срока.
Конечно, если смотреть на масштабы, то Венгрии удобнее сотрудничать с российскими регионами. Я считаю, что развитие этого сотрудничества должно стать важной темой переговоров Путина и Орбана. Процесс стартовал: в прошлом году с визитом в Будапеште побывал президент Татарстана Рустам Минниханов. Для нас сотрудничество с регионами стало доступнее — на федеральном уровне торговые отношения с Россией во многих отраслях установить сложнее.
Мы видим, что мир меняется. С приходом к власти Дональда Трампа либеральный подход к глобализации и миропорядку встречает серьезное противодействие. И поэтому заметные на глобальном и европейском уровне политики, понимающие, в каком направлении движется мир, способны предложить много нового и явно не только для двусторонних отношений России и Венгрии.
Известия. 01.02.2017