Россияне лишились экономического оптимизма

Ольга Соловьева

На карте мира Россия превращается в территорию экономической безнадежности. Такой вывод следует из глобального опроса жителей Земли о надеждах на экономические успехи в наступившем 2017 году. В среднем на планете ждут экономического процветания в новом году около 42% жителей. А в России – лишь 17% опрошенных. По этому показателю Россия оказалась лишь в хвосте мирового рейтинга экономического оптимизма.

Ассоциация независимых исследовательских агентств Gallup International/WIN в рамках ежегодного глобального исследования мнения жителей планеты опросила почти 69 тыс. респондентов в 69 странах мира. И, согласно выводам социологов, сегодня наиболее оптимистично настроенные граждане проживают в развивающихся странах. В экономическом унынии пребывают жители развитых стран, особенно в Западной Европе. Причем среди европейских стран особо выделяются Италия и Греция. Аутсайдерами рейтинга экономического оптимизма стали Гонконг и Южная Корея.

Россия в списке из 69 стран заняла 43-е место. Об этом сообщил вчера отвечающий за российскую часть опроса исследовательский холдинг «Ромир». Причем граждане РФ в противовес остальному миру более пессимистично оценивают собственные экономические перспективы. Если в мире 42% жителей надеются, что 2017 год принесет им экономическое процветание, то в России этого ждут лишь 17% опрошенных. Лишь каждый пятый респондент (22%) в мире полагает, что текущий год принесет экономические проблемы. В РФ же так считает каждый третий опрошенный.

Источник: «Ромир»

Что примечательно, сегодняшние оценки россиян не самые пессимистичные. Например, сегодня экономическим оптимизмом «заражено» 17% населения. В 2013 году таковых было даже меньше – лишь каждый десятый. Для сравнения: в 2014–2015 годах «оптимистами» были от 20 до 30% россиян.

Удивительно, но в относительно благополучном 2013 году экономических проблем опасались более половины респондентов (54%). Подобных экономических страхов не наблюдалась даже в кризисные 2014–2015 годы, когда доля «пессимистов» составляла менее 30%.

Источник: «Ромир»

Однако президент исследовательского холдинга «Ромир» Андрей Милехин такие настроения считает закономерными. «В 2013 году призрак кризиса уже блуждал по стране, что начало отражаться на потребительском поведении уже во второй половине 2013 года. Поэтому столь пессимистичным прогнозам на 2014-й не стоит удивляться», – объясняет Милехин. Тем не менее, продолжает он, россияне, вероятно, не думали, что нынешний кризис примет такой затяжной характер, что и отразилось на их оценках 2015 года.

«В 2015 году на волне роста патриотических чувств в связи с воссоединением РФ с Крымским полуостровом экономические проблемы отходили на второй план, поэтому россияне готовы были терпеть неудобства и экономические проблемы», – не исключает старший преподаватель Академии народного хозяйства и госслужбы Борис Пивовар.

Кризис 2014 года изначально воспринимался довольно легко, вспоминает аналитик компании TeleTrade Александр Егоров. «А модель экономики, основанной на потреблении, создавала иллюзию «бесконечного процветания» на кредитах и шальных деньгах. Поэтому в 2015 году кто-то, образно говоря, уже «протрезвел», а большинство – все еще находились под «кайфом» беспроблемного существования. Но жизнь оказалась более прозаичной и даже суровой. Отсюда и снижение оптимизма. Похоже, население сегодня более реалистично воспринимает происходящее», – рассуждает эксперт.

Одновременно с опросом всего населения был опубликован и специальный опрос предпринимателей и руководителей. Это сделала компания PricewaterhouseCoopers (PwC), которая провела опрос среди 1300 руководителей из 79 стран мира. В итоге если в увеличение темпов роста мировой экономики в 2017 году в мире верят почти треть респондентов (29%), то в России таковых лишь около 20%. Что в текущем году темпы роста мировой экономики не изменятся, считает более половины опрошенных руководителей в мире, а в России – более 60%. «Мы видим осторожный рост оптимизма в отношении роста у глобальных компаний и умеренный оптимизм у опрошенных в России руководителей», – делает вывод управляющий партнер PwC в России Игорь Лотаков.

Схожие ожидания прослеживаются и в оценках руководителей перспектив роста доходов своих предприятий. Так, в течение ближайших 12 месяцев 85% руководителей со всего мира планируют нарастить доходы своих компаний. В России ожидания скромнее: о возможном росте доходов заявляют лишь 77% опрошенных. В свою очередь, уже в течение ближайших трех лет более 90% директоров во всем мире планируют увеличить доход, в России же таковых около 80%.

Скоромнее и ожидания россиян по численности персонала в текущем году. Так, в мире половина руководителей (52%) в 2017 году намерена увеличить численность кадров, сохранить текущее число сотрудников хочет треть опрошенных, и лишь 16% директоров планирует сокращение. Для российских же руководителей основное в текущем году – сохранить численность: об этом заявляют 43% опрошенных. Увеличить персонал намерена треть респондентов, а каждый пятый говорит о сокращении численности кадров в текущем году.

Столь острожные оценки российских руководителей могут быть связаны с общим пессимизмом и неуверенностью в будущем. Так, ранее экономисты Высшей школы экономики (ВШЭ) сообщали, что большинство предпринимателей пока не строят сколько-нибудь заметных инвестиционных планов далее 2018 года, когда могут быть обозначены контуры будущей налоговой реформы (см. «НГ» от 31.01.17).

В целом пессимизм россиян оправдан, считают эксперты «НГ». «Ситуация в России долгое время почти не меняется. Сохраняются антироссийские санкции, не растет потребительский спрос населения, продолжаются рост бедности и снижение доходов», – перечисляет Борис Пивовар. Воссоединение с Крымом уже не подогревает патриотические чувства людей. Налицо усталость граждан от нынешней ситуации в экономике и от отсутствия понятных позитивных тенденций.

С такой оценкой соглашается и Александр Егоров. «Хотя официальная статистика говорит об улучшении номинальной динамики макроэкономических показателей, не стоит забывать, что расчет ведется уже после взлетевшей инфляции и резко снизившейся покупательной способности. В оценках перспектив экономического процветания заложены накопившаяся усталость и понимание того, что кризис будет продолжаться еще длительное время», – резюмирует он.

Независимая газета. 01.02.2017

Читайте также: