Инфраструктура Азии нуждается в $1,7 трлн инвестиций в год

Согласно последнему отчету Азиатского банка развития (АБР), потребности в финансировании инфраструктуры Азиатско-Тихоокеанского региона составят более $22,6 трлн к 2030 году, что эквивалентно $1,5 трлн в год, в случае, если регион намерен сохранить существующие темпы роста. При включении затрат на смягчение последствий и адаптацию к изменению климата, оценочные суммы вырастают до $26 трлн или $1,7 трлн в год. Об этом 28 февраля сообщает Liter.kz со ссылкой на пресс-службу АБР.

Отчет АБР «Удовлетворение инфраструктурных потребностей Азии» сфокусирован на энергетической, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуре, а также на объектах инфраструктуры водоснабжения и санитарии. В нем представлено всестороннее изучение имеющихся инфраструктурных объектов и инвестиций, инвестиционных потребностей в будущем, а также механизмов финансирования в развивающихся странах Азии.

Президент АБР Такехико Накао отметил, что «спрос на инфраструктуру в Азиатско-Тихоокеанском регионе намного превышает текущее предложение». «Азии требуется новая и модернизированная инфраструктура, которая установит стандарты качества, будет стимулировать экономический рост, а также будет направлена на решение обостряющейся глобальной проблемы изменения климата».

Развитие инфраструктуры в 45 странах, охваченных указанным отчетом, существенно улучшилось за последние десятилетия, что привело к стимулированию роста, сокращению уровня бедности и улучшению качества жизни населения. Тем не менее, существуют значительные пробелы в обеспечении инфраструктурой, в результате чего 400 млн человек до сих пор живут без электроснабжения, у 300 млн нет доступа к источникам безопасной питьевой воды, а около 1,5 млрд человек лишены базовых санитарных условий. Многие экономики региона характеризуются отсутствием портов, железных дорог и автодорог должного уровня, которые могли бы обеспечить эффективную связь стран с более крупными внутренними и мировыми рынками.

«АБР намерен работать со странами-членами и использовать свой пятидесятилетний опыт и знания для удовлетворения инфраструктурных потребностей в регионе. Учитывая критическое значение частного сектора для восполнения пробелов в инфраструктуре, АБР будет продвигать благоприятные для инвестиций политики, регулятивные и институциональные реформы для разработки портфелей рентабельных проектов с использованием механизма государственно-частного партнерства», – заверил президент Накао.

Ключевые факты отчета:

  • Развивающейся Азии потребуется $26 трлн в качестве инвестиций в период с 2016 по 2030 г., что эквивалентно $1,7 трлн в год, чтобы сохранить темпы роста, искоренить бедность и реализовать ответные меры по изменению климата (оценка скорректирована с учетом климатических факторов). Без учета затрат на смягчение последствий и адаптацию к изменению климата, потребовалось бы $22,6 трлн или $1,5 трлн в год (базовая оценка).
  • Из всего объема инвестиций, скорректированных под климатические факторы, необходимые на период 2016-2030 годы, $14,7 трлн будут приходиться на энергетику, а $8,4 трлн – на транспорт. Инвестиции в сферу телекоммуникаций достигнут $2,3 трлн, а в сектор водоснабжения и канализации – 800 млн в указанный период.
  • На восточную Азию будет приходиться 61% инвестиций, скорректированных под климатические факторы, до 2030 года. Однако, если рассматривать эти показатели с точки зрения доли в ВВП, то лидером среди всех регионов является Тихоокеанский регион, где требуемый объем инвестиций составляет 9,1% от ВВП. За ним следует Южная Азия – 8,8%, Центральная Азия – 7,8%, Юго-Восточная Азия – 5,7% и Восточная Азия – 5,2% ВВП.
  • Скорректированная с учетом климатических факторов оценка в $1,7 трлн в год превышает более чем в два раза оценку в $750 млрд, представленную АБР в 2009 году. Включение инвестиций, связанных с изменением климата, является ключевым фактором. Еще более важным фактором является прогнозируемый непрерывный быстрый рост в регионе, что генерирует новый спрос на инфраструктуру. Включение всех 45 стран-членов АБР в развивающейся Азии (в отчете 2009 года охватывались 32 страны), а также применение цен 2015 года (в предыдущем отчете использовались цены 2008 года) также привели к увеличению оценочной суммы.
  • В настоящее время ежегодный объем инвестиций в инфраструктуру региона оценивается в $881 млрд (данные по 25 экономикам, охватывающим 96% населения региона). Разрыв в инвестициях в инфраструктуру – разница между инвестиционными потребностями и текущим уровнем инвестирования – составляет 2,4% от прогнозного ВВП (с учетом климатических факторов) за пятилетний период с 2016 по 2020 год.
  • Потребности в финансировании в Китайской Народной Республике (КНР) составляют 1,2% от ВВП в сценарии расчета с учетом климатических факторов. Без КНР потребности в финансировании для остальных 24 экономик вырастают до 5% от ВВП. Реформы в сфере государственных финансов могут привести к получению дополнительных доходов, которые, согласно оценке, смогут покрыть около 40% потребностей в финансировании (или 2% от ВВП) в указанных 24 странах. Для того, чтобы частный сектор покрыл оставшуюся часть (3% от ВВП), потребуется увеличить инвестиции с сегодняшних примерно $63 млрд до $250 млрд в год в период с 2016 по 2020 годы.
  • Для того, чтобы сделать инфраструктуру более привлекательной для частных инвесторов и создать портфель рентабельных проектов с использованием механизма государственно-частного партнерства (ГЧП), необходимы регулятивные и институциональные реформы. Страны должны реализовывать реформы, связанные с ГЧП, такие как принятие законов о ГЧП, оптимизация процессов закупок и проведения конкурсов, внедрение механизмов урегулирования споров, а также создание независимых государственных учреждений по вопросам ГЧП. Для содействия направлению значительных сбережений в регионе на продуктивные инвестиции в инфраструктуру потребуется углубление рынков капитала.
  • На многосторонние банки развития (МБР), включая АБР, приходится, по оценочным показателям, 2,5% инвестиций в инфраструктуру в развивающейся Азии. Если исключить КНР и Индию, вклад МБР превышает 10%. Операции МБР растут, при этом большая часть финансирования направляется на проекты частного сектора в области инфраструктуры. Помимо финансирования, МБР играют важную роль в Азии, осуществляя обмен опытом и знаниями в определении, разработке и реализации проектов. Они также внедряют более передовые и чистые технологии в проекты и оптимизируют процедуры. МБР также способствуют продвижению благоприятных для инвестиций политик, регулятивных и институциональных реформ.

Читайте также: