Недоверие граждан Украины к власти бьет рекорды
Татьяна Ивженко
Долги украинцев по оплате газа, электроэнергии, услуг ЖКХ достигли рекордного уровня – свыше 23 млрд грн (около 850 млн долл.). По сравнению с началом прошлого года общая сумма задолженности увеличилась почти в два раза. Платить перестали после повышения тарифов. С марта грядет новая волна подорожания, после которой тихое недовольство может смениться акциями протеста. В Украине все чаще говорят о досрочных выборах.
Одним из первых решений правительства Владимира Гройсмана, приступившего к работе весной 2016 года, стало повышение тарифов на газ почти в два раза. После этого подорожали горячая и холодная вода, электроэнергия. К концу года средняя сумма платежей за квартиру площадью 50 кв. м превысила 1,5 тыс. грн (55 долл. по нынешнему курсу). Но в январе только стоимость отопления, указанная в квитанциях, в среднем равнялась этой сумме. Поскольку в большинстве квартир нет счетчиков тепла, в некоторых случаях платежи составляли 100 долл. и более. Это почти в два раза выше средней пенсии.
Приказной порядок повышения минимальной зарплаты породил еще одну проблему: в стране сокращаются рабочие места, закрываются малые предприятия. В обнародованном вчера украинскими бизнес-изданиями отчете Нацбанка Украины за январь сказано: «Рост расходов на оплату труда, особенно для малого и среднего бизнеса, приведет к более существенному снижению занятости, чем прогнозировалось ранее. Общая численность работников формального сектора экономики в 2017 году сократится на 9% по сравнению с 2016 годом». При этом эксперты выражают надежду, что ситуацию частично компенсирует увеличение так называемой неформальной занятости. А Нацбанк видит положительный момент в том, что повышение минимальной зарплаты приведет к увеличению потребления продовольственных товаров украинского производства.
Один из экспертов сказал «НГ», что повышение минимальной зарплаты на фоне подорожания не изменило ситуацию: «В прошлом году средняя семья, экономя, тратила на продукты примерно половину бюджета. Сейчас – столько же». Если оставшиеся средства направить на оплату услуг ЖКХ, то у людей не останется денег на проезд, покупку необходимых вещей и лекарств.
Правительство Гройсмана вслед за ушедшим кабмином Арсения Яценюка попыталось исправить ситуацию субсидиями. В прошлом году сообщалось, что соответствующие документы оформило более половины украинских домохозяйств – миллионы семей. Оппозиция тогда обратила внимание на то, что правительство возводит в культ бедность. Но осенью власть решила выяснить, так ли на самом деле бедны просители государственной помощи: была объявлена верификация субсидий. Многие украинцы отказались от их оформления, чтобы не подвергаться неприятной процедуре проверки уровня жизни и оценки домашнего имущества.
К концу года, когда с началом отопительного сезона объем задолженности стал стремительно увеличиваться, правительство предложило еще один выход из ситуации. Семьям, которые не могут оплатить новые тарифы, рекомендовали написать заявление о распределении платежей на весь год. Тем, у кого накоплены задолженности, предложили реструктуризировать их погашение сроком на пять лет.
Украинское законодательство позволяет отсудить у должников жилье. Если сумма задолженности за услуги ЖКХ превышает 65 тыс. грн (2,4 тыс. долл.), суд может вынести решение о принудительной продаже имущества или жилья. После чего долг погашается за счет вырученных средств, а остатки суммы получают бывшие собственники квартиры. В этом году Верховная рада рассмотрит предложение правительства о введении пени за каждый день просрочки платежей.
Экономисты говорят о том, что драконовские меры не помогут – правительству необходимо заниматься развитием экономики, в том числе защитой прав собственности (судебной реформой) и улучшением инвестиционного климата (налоговой реформой). Только это позволит создать рабочие места и повысить уровень благосостояния граждан.
Председатель совета Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник в интервью изданию «Комментарии» сказал, что российский рынок для украинских производителей потерян, а зона свободной торговли с ЕС не только не компенсировала этот ущерб, но и стала ударом по экономике: «Например, самая большая тарифная ставка по защите европейского рынка – более 500% (для сухого молока сверх квоты), а самая большая ставка по защите украинского рынка –50% (для сахара сверх квоты). То есть совершенно несимметричное соглашение. Европейский союз защитил свои рынки, они увидели, где мы конкурентоспособны, и поставили либо высокие защитные или тарифные ставки, либо маленькие квоты, либо то и другое… По факту Украина в ЕС поставляет более 75% сырья, а они поставляют нам более 75% продукции высокой переработки». Олейник отметил, что власть обязана заниматься этой проблемой: «Если ничего не менять, то рынок сам отрегулирует все. И мы станем страной с 15 млн населения, которое будет только копать руду и выращивать даже уже не кукурузу, а рапс».
Украинская оппозиция обвиняет власть в непрофессионализме и в нежелании что-либо менять. Партия «Батькивщина» еще в 2016-м вынесла на свои флаги тему борьбы против повышения тарифов. Ее лидер Юлия Тимошенко полгода судится с правительством, пытаясь доказать, что установленные в прошлом году тарифы не имеют экономического обоснования. Она заявила, что украинцам продают газ по цене 285 долл. за 1 тыс. куб. м. Но для нужд населения, по словам Тимошенко, хватает газа украинской добычи: «Его себестоимость 18 долл. за 1 тыс. куб. м (а не 285 долл.). Вместе с транспортировкой, отчислениями на развитие отрасли и всеми налогами газ для населения должен стоить 85–90 долл. за 1 тыс. куб. м. В три раза дешевле, чем сейчас».
В ноябре оппозиция попыталась организовать акции протеста против тарифов. Но рядовые граждане не приняли в них участия: в центре Киева несколько дней стояло до 5 тыс. организованно доставленных на майдан людей. За пару дней до акций представители СБУ выступили с заявлением о том, что якобы Россия разработала сценарий дестабилизации в Украине. И всякому, кто выступил бы против экономической и тарифной политики правительства, грозил ярлык «пятая колонна».
Но тот факт, что украинцы не вышли на майдан, не означает, что их устраивает нынешнее положение. Соцопрос, проведенный по итогам 2016 года фондом «Демократические инициативы» им. И. Кучерива, показал, что для рядовых граждан проблема подорожания коммунальных услуг стоит в одном ряду с ситуацией на востоке. 67% заявили, что Украина движется в неправильном направлении, поскольку в большинстве сфер жизни ситуация существенно ухудшилась за последний год. Перечисляя, 88,5% украинцев назвали наиболее негативной переменой рост цен и тарифов; 77% – общее ухудшение экономической ситуации. На первых местах проблем, которые больше всего волнуют общество, остается коррупция.
В интервью телеканалу «Интер» Тимошенко заявила: «Повышение тарифов на горячую воду, газ, тепло, даже на железнодорожные перевозки связано с тем, что на этом зарабатывают большие кланы. И они не остановятся в процессе повышения тарифов, потому что власть пытается использовать оставшееся время как последнюю возможность для того, чтобы… заработать себе на «политическую пенсию». Лидер «Батькивщины» считает, что под прикрытием войны в Донбассе деньги из Украины выводятся в офшоры. В начале года она открыто потребовала провести досрочные выборы Верховной рады. В конце прошлого года с таким же требованием выступил «Оппозиционный блок».
На недавнем круглом столе в агентстве РИА Новости-Украина эксперты сошлись во мнении, что внеочередные парламентские выборы скорее всего будут объявлены до конца текущего года. Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник сказал, что нынешней зимой украинцы впервые столкнулись с острой проблемой стоимости услуг ЖКХ, к весне на ситуацию повлияет также «максимальный вброс компромата». По его мнению, у Порошенко будет два варианта: «Либо переформатировать коалицию (в Верховной раде. – «НГ») и правительство – отдать пост премьера Садовому (мэру Львова, лидеру оппозиционной партии «Самопомощь». – «НГ») или Тимошенко, чтобы просто отсрочить конфликт на некоторое время… Либо идти на досрочные парламентские выборы и оставлять за собой функции позднего Ющенко, но с определенными гарантиями, что до 2019 года его не отправят в отставку».
Первого варианта у власти может не быть, отмечают эксперты. Они ссылаются на результаты обнародованного на этой неделе соцопроса, проведенного Киевским международным институтом социологии. Исследование было посвящено доверию граждан власти и общественным структурам. На первом месте по уровню доверия традиционно оказалась Церковь (без конкретизации), далее следуют волонтеры и общественные организации. Уровень доверия к Вооруженным силам Украины за год увеличился более чем в два раза – сейчас доверяют армии 53,1%, не доверяют 23,5%.
Худшие показатели баланса доверия/недоверия – у власти. Президенту доверяют 13,7% граждан, не доверяют 69%; правительству доверяют 9,5%, не доверяют 72,8%; Верховной раде доверяют 5,3%, не доверяют 82,1%. В таких условиях выборы выглядят как единственный выход из ситуации, позволяющий избежать социального взрыва.
Независимая газета. 07.02.2017