На белорусскую продукцию наложили эмбарго

Антон Ходасевич

Белорусская сторона разработала очередной вариант разрешения торговых конфликтов с РФ и отправила на рассмотрение российским коллегам. Однако о компромиссе говорить еще рано. Пока же набирает обороты продовольственная война.

О том, что разработан очередной вариант проекта протокола разрешения нефтегазового конфликта, журналистам сообщил вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко. «Согласовали и завизировали с вице-премьером РФ Аркадием Дворковичем проект протокола. Он сейчас проходит согласование в Москве», – сказал Семашко. Правда, говорить о содержании документа он отказался, аргументируя это тем, что никакой уверенности в его принятии пока нет.

Отвечая на вопросы журналистов, он в очередной раз посетовал на коварство ближайшей союзницы, которая, приглашая к интеграции, обещала равные условия и единый рынок, а сегодня дискриминирует белорусские товары и упорно не соглашается завершить нефтегазовый конфликт. Недопоставки на 5,5 млн т российской нефти в прошлом году ограничили рост белорусского ВВП и объемов промышленного производства. По оценке Семашко, если бы эти 5,5 млн т нефти все-таки пришли на белорусские заводы, то промышленность приросла бы на 1–1,5%, а не упала на 0,4%, как это сложилось фактически.

К слову, вчера агентство Reuters, ссылаясь на свои информированные источники, сообщило, что «Белоруснефть» через дочернюю компанию Beloil Polska закупила у Национальной иранской нефтяной компании (NIOC) 80 тыс. т нефти. Предполагается, что, как и в прошлом году, она танкерами будет доставлена в Одессу, а затем по железной дороге на белорусские НПЗ. На уровне экспертов рассматривается и возможность доставки через латвийский Вентспилс.

Вчера белорусские официальные источники эту информацию не подтвердили, однако она сама по себе удивления не вызывает, поскольку ранее о намерении покупать нефть у Ирана сообщал сам президент Александр Лукашенко. Во время недавней пресс-конференции белорусский президент говорил о том, что Россия предлагает обменять нефть на независимость. Лукашенко констатировал готовность заплатить за нефть дороже и купить ее где-то в другом месте, но не поступиться независимостью.

Не менее тяжелые экономические потери несут в себе и ограничения поставок в Россию белорусских продуктов. Согласно свежим данным Белстата, в прошлом году Белоруссия заработала на поставках в Россию 3,7 млрд долл. Больше всего поставляется молочных продуктов – сыр, творог, сухое молоко, сливочное масло. Однако и говядина, поставки которой ранее ограничил Россельхознадзор, занимает немалый объем в экспортной программе – третье место и 315 млн долл. по итогам 2016 года. Правда, это меньше, чем в 2015 году, на 27 млн долл. Сгустились тучи и над белорусской свининой. В начале недели Россельхознадзор объявил о введении дополнительных требований к этой продукции, ввозимой из Белоруссии. В качестве причины называется угроза распространения африканской чумы свиней. Теперь мясо можно ввозить только по специальному разрешению. Как отмечают в Минске, в перечне продукции, на которую требуется разрешение, не только собственно свинина и продукты ее переработки, но и зерновые культуры, мука и даже плавленые сыры и макароны. «Фактически это продовольственное эмбарго», – заявили некоторые эксперты.

Еще через день, в среду, глава Россельхознадзора Сергей Данкверт, которого Белоруссия обвиняет в преднамеренной дискредитации белорусской продукции, заявил, что его ведомство закрыло транзит 24 африканских стран, которые не подтвердили, что отгружали продукцию в Белоруссию. По его словам, под видом африканской продукции Белоруссия поставляла в Россию товары, подпавшие под эмбарго. Российский чиновник отметил, что в ближайшее время «не исключает выявления новых нарушений в поступающей из Белоруссии продукции».

Напомним, что президент Лукашенко грозил уголовным делом Сергею Данкверту за ущерб деловой репутации белорусских производителей. «Когда посидит у нас в следственном изоляторе, то будет отдавать отчет за свои решения», – сказал президент. Новые ограничения белорусской продукции на российском рынке наблюдатели назвали местью за такие заявления. Кроме того, Россельхознадзор отменил свой визит в Белоруссию, результатом которого должно было стать увеличение поставок в Россию белорусской растительной продукции, из-за опасений «возможных провокаций». Выхода из этого конфликта, где уже стороны пугают друг друга захватом заложников, эксперты пока не видят. Зато не сомневаются в том, что попасть в белорусскую тюрьму вполне реально. Свидетельство тому – опыт экс-главы «Уралкалия» Владислава Баумгертнера, который в свое время провел в белорусской тюрьме около месяца.

Независимая газета. 17.02.2017

Читайте также: