Способен ли БРИКС стать глобальным игроком?
Наталья Еремина
В 2017 г. председательство в БРИКС перешло к Китаю. Си Цзиньпин в письме лидерам стран-партнеров заявил о стремлении «вывести сотрудничество в БРИКС на новый уровень». Прошлый год стал для объединения непростым. На фоне падения мировых сырьевых цен Бразилию и Южную Африку сотрясают правительственные кризисы. Наметились противоречия между Индией и Китаем. Однако, несмотря на «торможение» роста экономик участников, БРИКС обеспечивает сегодня около половины мирового экономического роста. Глобальная роль БРИКС не исчерпывается лишь экономикой – объединение имеет амбиции внести свой вклад в глобальную безопасность. Но реализовать их будет непросто в случае разрастания внутренних противоречий.
Несмотря на то, что основной задачей организации БРИКС является поступательное экономическое развитие стран-членов, ее невозможно решить без обеспечения международной, региональной и национальной безопасности.
На первом саммите организации в 2009 г. была обозначена следующая зависимость: от успешного экономического развития экономик стран БРИК (со вступлением в организацию ЮАР в 2010 г. название изменилось на БРИКС) зависит и глобальная безопасность. Поэтому в рамках БРИКС экономическая повестка дня совмещена с внешнеполитической повесткой и проблемами безопасности с самого начала функционирования этой международной группы.
Государства-члены БРИКС осознают необходимость такого диалога, что выразилось в следующих идеях, зафиксированных в ходе саммитов БРИКС: о стремлении отстоять роль ООН в международной политике, совместно бороться с международным терроризмом, поддерживать и продвигать идею многополярного мира. Поэтому саму организацию сейчас уже можно назвать если не полноценным игроком, то одним из возможных полюсов в будущей системе международной безопасности.
Под силу ли БРИКС такая задача? Организация достаточно успешно работает в различных сферах уже около 10 лет. За прошедшее время были достигнуты заметные успехи в развитии торговли, хотя на фоне падения цен на товарных рынка торговля несколько сократилась.
Благодаря участию в БРИКС страны могут заключать соглашения с целыми интеграционными группами, в которые входят их партнеры по объединению (например, АСЕАН, МЕРКОСУР, ЕАЭС).
Вместе с тем, организация переживает в последние 1-2 года целый ряд сложностей. Бразилия и Южная Африка на международной арене скованы внутренними политическими кризисами. Это снижает их активность и в БРИКС. Расширение взаимодействия Индии с США в последнее время чревато охлаждением отношений с Китаем. Тем более, если администрация Трампа ужесточит американскую политику в отношении КНР.
Пожалуй, одним из главных достижений организации стало создание Нового банка развития БРИКС с капиталом в объеме $100 млрд. и резервного фонда на аналогичную сумму.
Основной целью банка провозглашены инвестиции в инфраструктурные проекты на территории стран БРИКС. Появление банка заметило большинство аналитиков, рассматривая его как потенциального конкурента Всемирного банка и как один из элементов так называемой системы «параллельных институтов», которые при случае могут стать заменой американо-центричной системе международных финансовых организаций. Насколько эти предположения верны – говорить преждевременно. Предстоит дождаться первых результатов инестпрограмм банка.
Группа региональных лидеров
Находясь на разных континентах, государства-члены БРИКС составляют одну из крупнейших международных организаций (43% населения планеты, 1/3 мировой суши и около 1/5 мирового ВВП), обеспечивая ее присутствие сразу в нескольких стратегических регионах мира.
При этом каждая страна союза обладает значительным весом в своем регионе. Россия – на постсоветском пространстве и в евразийских системах, Китай – прежде всего, в Азии, но распространяет свое влияние буквально повсеместно, Южная Африка – африканский лидер, а Бразилия – лидер Южной Америки.
Это значит, что государства БРИКС потенциально способны не только создать свой собственный международный клуб «по интересам», но и сформулировать общие проблемы и интересы в области безопасности, координируя свои усилия.
Так, в рамках БРИКС приняты совместные решения в области информационной безопасности. Страны разделяют беспокойство тотальным контролем этой сферы со стороны американского частного бизнеса.
Страны-участницы объединения проводят совместные военные учения на двустороннем уровне. Китай и Россия координируют свои позиции в противодействии развертыванию системы ПРО США в Восточной Европе и на Корейском полуострове. В рамках БРИКС на многостороннем уровне решаются проблемы в области продовольственной безопасности и предпринимаются усилия по борьбе с распространением заболеваний.
Общая повестка безопасности
Первый саммит БРИКС прошел в 2009 г. в Екатеринбурге – на нем обсуждались вопросы о справедливой мировой архитектуре, энергетической, продовольственной, экономической безопасности. На саммите 2010 г. в Бразилии были подняты вопросы международного терроризма и ближневосточного урегулирования. В декларациях саммитов, проходивших в Китае в 2011 г. и в Индии в 2012 г., а также в ЮАР в 2013 г. выражено стремление стран-участниц общими усилиями поддерживать международную безопасность.
На шестом саммите БРИКС в Форталезе (Бразилия) в 2014 г. и на седьмом в Уфе в 2015 г. основное внимание было уделено вопросам экономической безопасности. А в рамках восьмого саммита БРИКС в Гоа (Индия), прошедшем 15-16 октября 2016 г., страны-участницы выразили однозначное общее мнение об Исламском государстве и о международном терроризме, с которыми необходимо бороться. Были достигнуты договоренности об обмене информацией для борьбы с терроризмом и кибератаками.
В политической сфере для поддержания безопасности страны БРИКС признают центральной идею взаимного уважения суверенитета, координацию позиций по международной политике. Это входит в противоречие с получившей широкое распространение на Западе концепцией «обязанность защищать» (responsibility to protect, R2P), обосновывающей вмешательство в дела суверенных государств ради давления или смены политических режимов.
Выдержать глобальную конкуренцию
БРИКС справедливо критикуют за недостаточно прочные связи внутри организации. Банк БРИКС стал заявкой на реальную роль объединения в мировых процессах. Вместе с тем, многие приоритеты БРИКС пока носят декларативный характер. Страны имеют не так много общего между собой, чтобы образовать единый блок, указывают критики.
Государства-участники БРИКС не только расположены на различных континентах, но и имеют разных стратегических партнеров. ЮАР и Индия испытывают сильное влияние США и Соединенного Королевства, и далеко не во всем готовы поддержать позицию России и Китая, у которых отношениях с западным блоком более напряженные. Кроме того, между Китаем и Индией существует достаточно высокий потенциал роста напряженности в Индийском океане.
В статье бывшего посла Индии в России Канвала Сибала в британской газете Daily Mail указывается, что «совместное стратегическое видение ситуации» Индией и США в Тихоокеанском регионе и Индийском океане «несовместимо с повесткой БРИКС». Есть у Индии и вопросы к сотрудничеству России с Пакистаном, являющимся одним из ближайших партнеров Китая.
В этих обстоятельствах в обозримом будущем сложно представить преобразование БРИКС в блоковую структуру с общими обязательствами по обороне, по крайней мере, в текущем составе. Вместе с тем, участники объединения выступают за отсутствие жестких обязательств и взаимодействие на принципах гибких, подчас ситуативных договоренностей в рамках разделяемых всеми принципов.
Учитывая общий объем ресурсов, контролируемый правительствами БРИКС, западные страны не могут не беспокоиться о потенциальной возможности формирования более тесного союза в рамках объединения.
Государства БРИКС уже сформулировали общую позицию в вопросах экономической и информационной безопасности, а также в противодействии вмешательству в дела суверенных государств. Это формирует не только экономическое, но и политическое «лицо» организации, позиционирующей себя как новый формат международной коалиции, выступающей за многополярность и демократизацию международных отношений.
Страны БРИКС объединяет стремление к расширению своего участия в процессах мирового управления, повышению своего статуса в международной системе. Это означает автоматическое сокращение власти западных стран Большой семерки на мировом уровне, что и провоцирует критику и подозрительность многих западных наблюдателей. Фактически, БРИКС продвигает «бренд» многополярного мира на мировой политический рынок.
Евразия.Эксперт. 20.01.2017