Полицейской миссии в Донбассе не будет
Татьяна Ивженко, Светлана Федорова
Сегодня контактная группа по урегулированию в Донбассе планирует провести видеоконференцию. Будет обсуждаться возможность обмена пленными на Крещение, 19 января. Попытка провести обмен к Рождеству провалилась. Первая в этом году встреча контактной группы в Минске в прошлый понедельник тоже завершилась без успеха. Стороны тянут время, выжидая, когда Запад сформулирует новую позицию после инаугурации Дональда Трампа.
Переговоры в Минске уложились в один день. Особое внимание планировалось уделить обмену пленными. Разговор не получился. Дело в том, что в заседании не принял участие лидер общественной организации «Украинский выбор – право народа» Виктор Медведчук.
Представители ДНР и ЛНР заявили, что без него в украинской делегации говорить не с кем. Представитель ЛНР Владислав Дейнего отметил: «На заседании гуманитарной подгруппы отсутствовал Виктор Медведчук, в компетенцию которого входят вопросы обмена удерживаемых лиц. Поэтому все попытки обсуждать данную тему оказались тщетными. От второго представителя Украины в этой группе, Ирины Геращенко, ничего вразумительного и конструктивного услышать, к сожалению, не удалось. Украинский представитель напрямую обвинил координатора группы Тони Фриша в несоответствии его действий желаниям Киева». Сегодня, как ожидается, Медведчук примет участие в видеоконференции.
Решение других проблем, как и в прошлом году, пока не просматривается. Экономическая подгруппа, не способная собраться на заседания с сентября, не начала работу и на этой неделе. Пресс-секретарь главы делегации ДНР Дениса Пушилина Виктория Талакина заявила: «Украинские представители не оставляют попыток рассматривать вопросы экономического характера на заседаниях других рабочих групп. К примеру, в рамках работы подгруппы по безопасности высказывались предложения о необходимости восстановления газораспределительных станций, водо- и энергоснабжения».
Смысл в том, что украинская сторона пытается поставить во главу угла вопросы, связанные с прекращением боевых действий. «Решение блока вопросов по безопасности – ключевая составляющая всего Минского процесса. Без полного и устойчивого прекращения огня, без вывода всех иностранных воинских формирований и военной техники с территории Украины, без контроля за границей – в ОРДЛО (отдельных районах Донецкой и Луганской областей. – «НГ») выборов быть не может», – заявила пресс-секретарь руководителя украинской делегации Леонида Кучмы Дарка Олифер.
Вопрос о проведении выборов местных органов власти в Донбассе рассматривается политической подгруппой. Но с прошлого года ситуация зашла в тупик. В понедельник представители ДНР и ЛНР в 13-й раз попытались внести на рассмотрение «формулу Штайнмайера», которую украинская сторона не принимает. Руководство республик утверждает, что этот план предусматривает механизм введения в действие закона об особом порядке самоуправления в ДНР и ЛНР (о согласии Украины предоставить очень широкие полномочия местной власти Донбасса). В день выборов местных органов власти закон должен начать применяться во временном режиме, после подведения итогов выборов – на постоянной основе, утверждают в ДНР и ЛНР. В Киеве же говорят, что такого документа не существует, он есть только в виде рабочих предложений, никем не утвержденных.
И.о. главы МИД ДНР Наталья Никонорова заявила, что 16 января текст документа, именуемого «формулой Штайнмайера», передал участникам переговоров лично координатор политической подгруппы Пьер Морель. Но и это, по словам Никоноровой, не убедило украинскую делегацию в существовании кем-либо утвержденной «формулы Штайнмайера»: «Текст, одобренный «нормандским форматом», в том числе и украинским президентом, вызвал больше споров и разногласий, чем его отсутствие». Владислав Дейнего отметил: «На заседании Контактной группы четыре стороны переговорного процесса (Россия, ОБСЕ, ДНР и ЛНР. – «НГ») четко выразили поддержку «формуле Штайнмайера», украинская же сторона высказала свой категорический отказ ее поддерживать, заявив, что текст, разосланный координатором, является не поддержанной «нормандской четверкой» «формулой Штайнмайера», а заготовкой, сделанной для прессы по итогам заседания «нормандской четверки» (в 2015 году. – «НГ»). Такими действиями Украина поставила под вопрос компетентность координатора группы по политическим вопросам (Мореля. – «НГ»)».
Украинская сторона исходит из того, что о выборах говорить рано. Верховная рада до сих пор не утвердила даже специальный закон о проведении местных выборов в Донбассе. Согласовывать его положения с ДНР и ЛНР украинские депутаты в любом случае не собираются. Официальный Киев видит своей целью демонтаж системы ДНР и ЛНР, а местные выборы – заключительным этапом восстановления украинской власти в регионе. Начинать этот процесс предлагается с решения всех вопросов, касающихся обеспечения безопасности, что предполагает отказ ДНР и ЛНР от дальнейшей вооруженной борьбы за независимость. Поскольку руководство республик в своих заявлениях называет ВСУ «оккупационными войсками», то сдаваться, по-видимому, не собирается.
В этих условиях украинская делегация на заседании в Минске попыталась решить текущие проблемы. В первую очередь в повестку дня был внесен вопрос резкой интенсификации боевых действий. Объявленное с 24 декабря перемирие не соблюдается, а после праздников число обстрелов возросло, превысив 50 фактов в сутки. Это, по словам военных, означает, что ситуация развивается в направлении нового витка активных боевых действий.
Но в Минске вопрос решить не удалось. Обе стороны обменялись взаимными обвинениями в обстрелах и провокациях, звучали эмоциональные заявления, приводились примеры о ранении мирных жителей, в том числе детей. Кто прав, а кто виноват, теоретически должна оценивать работающая в Донбассе Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ. Однако с прошлого года украинская сторона жалуется на особенности работы этой миссии, которые позволяют фиксировать факты обстрелов, но в большинстве случаев не позволяют назвать виновных. Поэтому Киев ранее обратился к Западу с требованием о полноценной миротворческой миссии для Донбасса – в виде вооруженной полицейской миссии ОБСЕ.
В понедельник, когда в Минске проходило первое в этом году заседание контактной группы, новый председатель ОБСЕ, глава МИД Австрии Себастьян Курц находился с двухдневным визитом в Киеве. В первые дни года он вместе с министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным побывал у линии разграничения в Донбассе, чтобы лично увидеть происходящее. Тогда он заявил о необходимости улучшить обеспечение мониторинговой миссии ОБСЕ, чтобы она могла видеть все районы Донбасса, проводить контроль в ночное время, более точно фиксировать факты обстрелов и т.п. В то же время Курц в интервью изданию Kurier выразил сомнение в возможности заменить миссию ОБСЕ европейскими полицейскими силами с вооружением.
Вероятно, этот вопрос обсуждался в понедельник на встрече главы ОБСЕ с президентом Украины. У Петра Порошенко выдался сложный день: начав утро со встречи с вице-президентом США Джозефом Байденом, он успел переговорить по телефону с канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Франсуа Олландом, затем продолжил разговор выступлением перед иностранными послами и встречей с председателем
ОБСЕ. Порошенко настаивал на правильности украинского варианта «дорожной карты» выполнения Минских соглашений (вначале все пункты, связанные с обеспечением безопасности, затем – политические решения, включая проведение местных выборов в Донбассе и наделение региональной власти расширенными полномочиями). И выразил убежденность в том, что в 2017 году план будет утвержден и начнет реализовываться. В этом контексте Порошенко призывал Запад сохранить санкции против России до тех пор, пока территориальная целостность Украины не будет восстановлена.
Джозеф Байден заверил, что именно так и будет. Однако на слова уходящего вице-президента обратили мало внимания. В Киеве спорят, чего ждать от Дональда Трампа.
Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала сказал «НГ», что новый американский президент не потерпит затянувшуюся ситуацию «ни войны, ни мира», а поставит задачу разрешить конфликт в Донбассе в кратчайшие сроки. Он напомнил, что в конце декабря немецкое издание Bild со ссылкой на спецслужбы и информацию из штаба Трампа сообщило о подготовке плана разрешения украинского кризиса. Ответственным за это направление якобы является экс-госсекретарь США Генри Киссинжер. «Надо учитывать, что Киссинжер – доктор Дипломатической академии МИД РФ и академик РАН», – отметил Виталий Бала, говоря о возможных предложениях по урегулированию.
Известный украинский журналист Дмитрий Гордон в прямом эфире телеканала «112 Украина» развил эту тему: «Все идет к тому, что Трамп и Путин сядут за стол переговоров. Перед этим их группы согласуют основное решение». По словам Гордона, оно может заключаться в том, что «Трамп признает Крым (российской территорией. – «НГ»), Россия уйдет из Донбасса, Украина восстановит полностью контроль над востоком, но потеряет Крым. Это будет тот компромисс, который позволит закончить противостояние».
Вчера министр внутренних дел Украины Арсен Аваков, выступая на коллегии Госпогранслужбы, заявил, что в текущем году украинские пограничники должны быть готовы взять под контроль границу с РФ.
До сих пор украинская власть заявляла, что не станет предпринимать попытки силой отвоевать территории, контролируемые ДНР и ЛНР. Подобные планы назывались самоубийственными. Президент Порошенко последовательно выступает за решение проблемы в рамках Минских соглашений. Но при этом отказывается признать особый статус ДНР и ЛНР, а также категорически отвергает вероятность обмена решения проблемы в Донбассе на признание российского статуса Крыма.
До сих пор в Киеве заявляли, что подобный сценарий невозможен. Если украинская власть согласится отдать часть территории, то примерно половина общества может восстать против такого решения, отмечали эксперты. Влиятельный политолог Александр Кочетков в комментарии «Газете по-украински» уточнил, что ни США, ни Запад в целом не станут юридически признавать Крым российской территорией, «но по факту его будут считать российским». Он отметил, что это – еще не главная проблема: «Главное – нам будут пытаться вернуть Донбасс в нынешнем виде (с ДНР и ЛНР. – «НГ») и без адекватной программы социально-экономической реабилитации. Население там убеждено, что «Украина напала на мирный Донбасс» и должна ему компенсацию… Это приведет к гражданскому конфликту в Украине».
Независимая газета. 18.01.2017