Казахстан в 2016 году: стабильность как приоритет

Максим Лихачев

Несмотря на трудности в социально-экономическом развитии, Казахстан в ушедшем году сохранил внутриполитическую стабильность и продемонстрировал традиционную активность на международной арене.

Событием номер один во внутриполитической жизни страны стали выборы 20 марта 2016 года депутатов Мажилиса – нижней палаты парламента РК. Седьмые в истории независимого Казахстана парламентские выборы в пятый раз проведены во внеочередном порядке. Мажилис РК 5-го созыва (2012-2016 годов), как и два предшествующих состава (2004-2007 и 2007-2012 гг.), не завершил свои полномочия в конституционно определенный срок. Центризбирком Казахстана отчитался о рекордной (77,1%), как и в случае с президентскими выборами апреля 2015 года, явке избирателей. Большинство ожидаемо получила партия власти.

Президент Нурсултан Назарбаев еще до выборов неоднократно заявлял о возможности перераспределения конституционных полномочий между законодательной и исполнительной властью, а также институтом главы государства, в том числе в пользу расширения компетенции парламента. О такой возможности Елбасы напомнил снова во время брифинга на избирательном участке после голосования. Однако пока обещания конституционной реформы так и остаются планами.

Шестого сентября 2016 года было объявлено об отставке Карима Масимова, возглавлявшего правительство в течение двух с половиной лет (2014-2016 гг.). А 13 сентября сформирован новый кабинет министров во главе с бывшим вице-премьером Бакытжаном Сагинтаевым. По мнению местных экспертов, отставка правительства К.Масимова вряд ли была вызвана упущениями в работе кабинета. О своей лояльности к министрам Нурсултан Назарбаев заявлял неоднократно. Рокировки в исполнительной власти были скорее продиктованы иными соображениями президента, возможно связанными с его ожиданиями более эффективной работы некоторых фигур на иных постах.

Так, экс-премьер К.Масимов назначен руководителем Комитета национальной безопасности РК. В новой должности известный политик призван повысить эффективность работы спецслужб. Новый же премьер, 53-летний Б.Сагинтаев обладает широким управленческим и хозяйственным опытом на республиканском и региональном уровнях (прежде – владелец крупного бизнеса, аким Павлодарской области, министр экономического развития), что сыграет положительную роль в условиях непростой экономической ситуации в стране.

Неожиданным стало перемещение Дариги Назарбаевой с поста вице-премьера в Сенат Парламента РК 13 сентября. Хотя в большинстве случаев сенатское кресло рассматривается в качестве выхода на политическую пенсию, вряд ли это ситуация Д.Назарбаевой. Местные эксперты сразу выдвинули предположение о том, что в перспективе Дарига может занять пост спикера Сената. С 2013 года Сенат возглавляет экс-глава МИД РК Касым-Жомарт Токаев (что существенно выше средних в Республике сроков пребывания в подобных должностях). Спикер, согласно конституционному порядку, в случае невозможности исполнения своих обязанностей главой государства, временно занимает пост президента и поэтому формально считается вторым по статусу человеком в стране.

Проверкой на прочность для действующей власти оказались события 2016 года в социальной сфере и в области безопасности. В конце апреля – начале мая в нескольких городах Казахстана прошли массовые акции протеста против новой земельной реформы (предполагающей расширение прав аренды иностранных лиц). Первая уличная акция состоялась в Атырау 24 апреля. По официальным оценкам, в мероприятии приняли участие 400 человек, по неофициальным – до 7 тыс. В дальнейшем, в период с 27 апреля по 4 мая, несанкционированные митинги прошли в Актобе, Семее, Жанаозене, Уральске. Одиночные пикеты имели место в Астане и Уральске. По оценкам казахстанских политологов, к организации выступлений могли быть причастны конкурирующие внутриполитические группировки, в частности из западных регионов республики, которые, как отмечается, не случайно стали одним из очагов недовольства.

Тем не менее, во время указанных событий власти стремились не допустить радикализации протеста, лишь за редким исключением прибегая к силовому разгону демонстрантов. С примирительными заявлениями выступил президент Н.Назарбаев. Пятого мая глава государства объявил о моратории на проведение реформы до 31 декабря.

Вслед за земельными митингами в июне и июле 2016 года в Актобе и Алма-Ате прогремели террористические атаки с жертвами среди гражданского населения. Актюбинская вылазка террористов 5 июня стала первым подобным событием, произошедшим в РК после серии терактов 2011-2012 годов. Среди факторов, повлиявших на ситуацию, в экспертном сообществе называют ослабленную бдительность как со стороны рядового населения, так и правоохранителей и спецслужб. В последнее время государственная информпропаганда была ориентирована на формирование образа Республики как «островка стабильности», что создало опасную иллюзию полной защищенности казахстанского общества.

Значительно спокойнее прошла вторая половина 2016 года. Снизилась прежняя социальная напряженность, наметилась экономическая стабилизация на фоне устойчивого положения тенге и некоторого повышения цен на нефть. В январе 2017 года глава Нацбанка РК Д.Акишев даже заявил о «постепенном восстановлении экономики», сославшись на рост промпроизводства на 0,5% за 11 месяцев 2016 года. Также, по его словам, регулятор не прибегает к валютным интервенциям на внутреннем рынке на протяжении четырех последних месяцев 2016 года, что позволило нарастить золотовалютные резервы Республики до 29,8 млрд дол. (рост за год – 1,9 млрд дол.).

В октябре 2016 года оптимистический настрой общества укрепил запуск Кашаганского месторождения, с которым Астана связывает будущее своей энергетики. Коммерческая эксплуатация каспийского шельфового промысла долго откладывалась. И хотя сегодня многие экономисты выражают скепсис по поводу хозяйственной выгоды столь дорогостоящей и технически сложной добычи в условиях низкого мирового рынка, политический эффект от старта проекта очевиден.

На международной арене Казахстан был верен прежнему курсу: многовекторность и ориентация на евразийскую интеграцию. Регулярные политические контакты с российским руководством сопровождались развитием рабочих отношений с другими международными партнерами (США, Европейский союз, Китай, Ближний Восток, АТР). Дипломатическим достижением казахстанской стороны и лично президента РК можно признать посредничество в урегулировании российско-турецких разногласий. В этой связи не случайно, что сегодня Астана стала новой площадкой для переговоров по сирийскому урегулированию. Также в 2016 году Казахстан выдвинул ряд глобальных миротворческих инициатив, таких как манифест «Мир. XXI век», предложенный Назарбаевым в рамках Саммита по ядерной безопасности в США.

В целом, в 2016 году объективные экономические трудности осложнили социальную ситуацию в стране, но несмотря на это, руководству Республики удалось сохранить внутриполитическую стабильность. Традиционные для Казахстана вопросы о преобразованиях в экономике и политических реформах в очередной раз переносятся – теперь на 2017 год.

РИСИ. 16.01.2017

Читайте также: