Какие проблемы придется решать новому руководству Приднестровья

Андрей Моспанов

В середине января президент Приднестровья Вадим Красносельский выступил с посланием к новому правительству республики. Послание, в котором содержатся поручения для каждого министерства, фактически будет программой правления В. Красносельского на ближайший год.

Условно в нем можно выделить три блока. Начнем с экономики и улучшения делового климата. Одним из своих первых указов новый глава ПМР объявил 2017-й Годом предпринимателя. В послании он пообещал вместе с правительством и местным Верховным Советом каждый месяц проводить открытые встречи с представителями малого, среднего и крупного бизнеса.

Что касается конкретных мер, то здесь В. Красносельский предложил «заморозить» рост налоговой нагрузки и сократить отчетность для предпринимателей. Кроме того, он высказал мнение, что надо давать предприятиям налоговые льготы за каждое созданное рабочее место. Это, по мнению приднестровского президента, поможет в ближайшие четыре года получить те самые 15 тысяч новых рабочих мест, о которых шла речь во время предвыборной кампании. Для самозанятых предпринимателей уже снижена на 30-50% стоимость индивидуального патента, а малые предприятия освобождены на два ближайших года от проверок.

Отметим, что в своем послании В. Красносельский настаивал на расширении экономических связей с Россией. Это уже больше касается крупных экспортеров. Задача здесь поставлена достаточно амбициозная – до конца текущего года открыть не менее 10 торговых домов Приднестровья в российских регионах.

Помнится, российский вице-премьер и специальный представитель Президента РФ по Приднестровью Дмитрий Рогозин в июле прошлого года дал ПМР «домашнее задание» – установить связи не менее чем с 6-10 крупнейшими субъектами РФ. Выполнять его придется уже новым властям.

***

Социальный блок послания В. Красносельского тоже был довольно обширен. И здесь остановимся на самых заметных моментах. Президент ПМР предложил освободить ветеранов Великой Отечественной войны от всех коммунальных платежей, а также обеспечить для них бесплатные диагностику и лечение. Пенсионерам вернули бесплатный проезд в троллейбусах. Такой вид общественного транспорта есть в двух городах Приднестровья из восьми.

Кроме того, пенсионеры и ветераны получат бесплатно природный газ на обогрев и бытовые нужды. Это будет в пределах социальных норм. На отопительный сезон, например, дадут 1000 кубометров. Такая льгота, по словам В. Красносельского, станет финансироваться за счет тех доходов, которые Приднестровье получает от транзита российского газа в Европу.

Президент также высказался за постепенный переход к бесплатной государственной медицине и за создание круглосуточных фельдшерских пунктов в селах. С довольно революционным предложением он выступил и в том, что касается военной службы по призыву. В. Красносельский считает, что ее можно организовать по принципу «рабочего дня», например, с 8.00 до 18.00. Это, по его словам, позволит нанести удар по «дедовщине», а значит, повысит привлекательность военной службы для молодых людей.

Третьим элементом в программе В. Красносельского является сохранение приднестровского военно-исторического наследия и традиций. Уже по первым шагам видно, что новый глава ПМР будет уделять этому много личного внимания. Это, в частности, расширение кадетского корпуса МВД и предстоящее открытие суворовского училища в столице Приднестровья Тирасполе. Продолжится также реконструкция Бендерской крепости, начавшаяся еще в те годы, когда В. Красносельский был министром внутренних дел. Вполне возможно, что крепость в годы его президентства станет крупнейшим туристическим объектом Приднестровья.

***

Отметим, что почти все значимые пункты послания В. Красносельского – это одновременно и пункты его предвыборной программы. И это хорошо, что новый президент не забывает о ней, как хорошо и то, что она носила достаточно конкретный характер. Предшественники В. Красносельского не слишком заботились о конкретике, видимо, в расчете на то, что в таком случае и спросить с них будет не за что.

Многое из этой программы реализуемо. Вполне можно упростить отчетность для малых предприятий, и, наверное, даже довольно радикально, если бросить свежий взгляд на состав этой отчетности. Можно увеличить и долю экспорта в Россию, укрепить экономические связи с российскими регионами, если ездить, договариваться и вообще постоянно заниматься этим направлением.

Определенно можно реализовать и такое разумное предложение, как переход на срочную службу в режиме «рабочего дня». Привлекательность вооруженных сил для молодежи действительно вырастет.

Сложнее будет с той частью программы, где обещаны различные льготы. Они требуют бюджетного финансирования. Между тем в Приднестровье очень большой дефицит государственных средств. В первоначальном проекте республиканского бюджета на 2017 год, например, не хватает более 600 миллионов приднестровских рублей (около 45 миллионов долларов) только на социально защищенные, то есть первоочередные статьи. И этот дефицит не имеет источников покрытия.

Сейчас правительство ищет пути, как сократить расходную часть бюджета. Одновременно и доходов в 2017 году может оказаться несколько меньше – из-за снижения налоговой нагрузки на бизнес. На этом фоне финансировать льготы, особенно если они увеличатся, будет нелегко.

Так же обстоит дело и с переходом на бесплатное государственное здравоохранение, пусть даже и поэтапным. Во время президентства Е. Шевчука приводились такие цифры: чтобы полностью обеспечить бесплатную медицину, Приднестровью ежегодно нужно около 2 миллиардов рублей (по тогдашнему курсу – 180 миллионов долларов). Эта сумма больше, чем все доходы республиканского бюджета ПМР за прошлый год. В ближайшие пять лет здравоохранение вряд ли станет бесплатным, хотя здесь и можно добиться снижения тарифов и обеспечить бесплатное лечение наиболее нуждающимся.

***

В первой половине года команде В. Красносельского предстоит решать еще две сложные задачи. И от того, как они будут решены, будет во многом зависеть самочувствие приднестровской экономики.

Одна из них – это утверждение параметров денежно-кредитной политики, то есть, прежде всего, корректировка курса приднестровского рубля. К концу правления Е. Шевчука в республике было фактически три курса местной валюты по отношению к доллару: официальный курс – 11,3 рубля/USD, коммерческий – 14,3-14,5 рубля/USD и курс на черном рынке, который доходил до 15,5-16 рублей за доллар. Сейчас ситуация несколько оздоровилась – коммерческий курс установился на уровне 13,7-14,2 рубля, к этой же примерно отметке приблизился курс на черном рынке.

Решение по курсовой политике в любом случае будет непростым. Те приднестровские предприятия, которые ориентированы на рынок РФ и сталкиваются на нем с ценовой конкуренцией российских производителей, а также Китая, Тайваня и Пакистана, хотели бы более существенной девальвации или сохранения курса на уровне в 14 рублей за доллар. Население же все-таки надеется на доллар по 12,5-13 рублей.

Другая задача – это обеспечение стабильной работы двух крупнейших предприятий республики – Молдавского металлургического завода и Молдавской ГРЭС. Они же являются и главными поставщиками валюты. В марте, в частности, предстоит вести переговоры по новому контракту на поставки электроэнергии Молдавской ГРЭС в РМ. Кишинев от приднестровской электроэнергии, скорее всего, не откажется, но вопрос в том, чтобы вновь не упала цена контракта. В прошлом году она уже снизилась на 28%.

Ритм Евразии. 28.01.2017

Читайте также: