Газ из России: одной рукой в Европе открывают вентиль, другой – блокируют
Алексей Чичкин
Не мытьем, так катаньем Западная Европа и «примкнувшие» к ней восточноевропейские государства стремятся политически и юридически усложнить поставки российского газа в Европу. Одновременно – как это ни парадоксально – те же европейские страны увеличивают импорт газа из РФ. Доля российских поставок в газообеспечении региона ЕС к началу 2017-го достигла рекордного уровня, превысив 30%. И альтернативы российским газопоставкам в Европу нет и не предвидится. Возникает вопрос, зачем же рубить сук, на котором сидишь?
Столь двуличная позиция европолитиканов лежит в русле экономического и военно-политического давления на Россию, осуществляемого с весны 2014 г. и уже, казалось бы, полностью дискредитировавшего себя. Только по итогам 2015 г. европейские страны потеряли 18 млрд евро из-за санкций против России и лишились 400 тыс. рабочих мест. Не меньшие потери принес и только что минувший год.
Что касается газопотребления, то первые дни нового года дали рекорды. Уже 1 января РФ прокачала по трансбалтийскому «Северному потоку» в страны Центральной Европы рекордные 160,75 млн куб. метров газа. 2-5 января этот показатель ежедневно увеличивался, а 6 января «Газпром» зафиксировал новый рекордный объем поставок по «Северному потоку» – 165,2 млн кубометров в сутки. По оценке главы «Газпрома» Алексея Миллера, «текущий уровень загрузки "Северного потока" наглядно демонстрирует, что северный коридор поставки российского газа крайне востребован европейским рынком, и в очередной раз подтверждает актуальность строительства (параллельного. – Ред.) "Северного потока-2"».
Напомним, что общая мощность двух веток этой артерии составит не меньше 55 млрд куб. метров/год. Она позволит полностью обходить транзитные страны западного региона экс-СССР и, соответственно, экономить не меньше 250 млн долл. в год за счет ликвидации транзитных расходов.
Но многие транзитные страны остаются одновременно и получателями российского газа. В их числе – Польша, Венгрия, Румыния, Болгария, Словакия. Их власти стремятся, с одной стороны, угодить Евросоюзу, участвуя в его антироссийских санкциях, а с другой – наращивают закупки российского голубого топлива (или его реэкспорт из соседних стран). Польша с Украиной наиболее активно «протестуют» не только против «Северного потока», но и против использования Россией OPAL – системы центральноевропейских газопроводов, стыкующейся, подчеркнем, с тем же «Северным потоком». Ибо Киев и Варшава рискуют окончательно лишиться газотранзитных доходов, а если в более широком контексте, то возможности политически (и технологически) влиять на перекачку газа из РФ в другие европейские страны. А руководство Евросоюза и его структур де-факто потворствует этим комбинациям. Какова же сила этой самоубийственной стратегии – создавать проблемы для России везде, где это возможно.
Суд ЕС в конце декабря прошлого года приостановил решение Еврокомиссии от 28 октября 2016 г. о расширении доступа «Газпрома» к системе OPAL. Об этом заявил гендиректор польской газовой компании PGNiG Петр Возняк. Причем, чтобы Варшаве не «светиться» столь явно, иск о приостановке того решения Еврокомиссии сперва подала 4 декабря германская «дочка» PGNiG – «Supply & Trading». А 16 декабря «поддерживающую» жалобу в тот же суд направило правительство Польши.
Впрочем, г-н Возняк заявил также, что приостановка не является окончательным решением. И что суд направил PGNiG и Еврокомиссии вопросы по сути спора. Но почему-то этим деятелем не было сказано, что те же вопросы направлены и российской стороне.
Между тем «решение ЕК (о расширении доступа «Газпрома» к OPAL – ред.) было принято в строгом соответствии с правилами, процедурами и сроками с учетом регулирования и рыночной ситуации», пояснил представитель Еврокомиссии. Комиссия, по его словам, уверена, что это решение полностью соответствует Третьему энергопакету (действует в ЕС. – Ред.), который запрещает поставщикам энергоресурсов владеть распределительными сетями.
Польша наращивает закупки российского газа, но при этом стремится заблокировать решение Еврокомиссии о расширении доступа «Газпрома» к трубопроводу OPAL
Отметим, что 28 октября прошлого года Еврокомиссия разрешила «Газпрому», который прежде мог использовать OPAL только на 50% его мощности (перекачивать до 18 млрд куб. м газа в год ежегодно), участвовать в аукционах на прокачку по этой системе еще 7,7-10,2 млрд куб. м/год. То есть получить доступ еще к 21,4-28,3% мощностей той же системы. А в целом это – 78,3-процентное (максимально разрешенное) заполнение системы OPAL российским газом.
26 декабря оператор OPAL Gastransport GmbH сообщил, что «Газпром» увеличил загрузку OPAL до 81%. И не исключено, что эти 2,7%, по сути символические, стали формальным предлогом для создания новых препон, а, точнее, новой политиканской кампании против российских поставок.
Между тем совокупные поставки «Газпрома» в европейские страны и Турцию уже в середине ноября прошлого года превысили 600 млн куб. м/сут. – это рекордный объем с начала 1980-х. За 2016-й объем российского газоэкспорта в эти страны достиг 179 млрд кубометров, и поставки продолжают расти. Главные причины такого тренда – активный рост европейского спроса и падение добычи в зарубежной Европе (в т.ч. в Алжире, поставляющем трубопроводный («сырой») и сжиженный (СПГ) газ в ЕС). Причем характерно, что за 2016-й западноевропейские страны существенно увеличили ввоз газа из РФ: например, Дания нарастила на 160%, Нидерланды – на 90%, Великобритания – почти на 60%.
Что касается Польши, недавно заключившей договор с Катаром по поставке оттуда ежегодно до 5 млрд куб. м СПГ, этот импорт маловыгоден Варшаве. Ибо СПГ на 50-70% дороже, чем трубопроводный газ из России. Но во избежание штрафов Польша вынуждена покупать катарский (и в небольших объемах алжирский) СПГ. В то же время, подчеркнем, поставки «Газпрома» в 2016 г. в эту страну выросли почти на 20%, превысив 10,5 млрд. кубометров. Так что варшавское политиканство в газовой сфере имеет мало общего с реальными энергетическими и общеэкономическими выгодами для Польши.
Тем не менее Варшава пока отказывается продлевать контракт с «Газпромом» по поставкам после 2019 г. И отвергает предложение Москвы о гарантированном транзите через Польшу 30 млрд кубометров в год. По оценкам некоторых польских СМИ, такая позиция Варшавы обусловлена резким сокращением транзита российского газа по территории Украины, союзной для Варшавы. И ростом этой перекачки через Белоруссию. По тем же оценкам, возможно ответвление от «Северного потока» в Польшу, но при любых вариантах компромисса с РФ по этим вопросам, выгодного Польше, Варшава стремится «сохранять лицо» до последней возможности.
Если говорить с пониманием стратегической роли газоэкспорта для России, то Запад стремится политически и юридически усиливать зависимость РФ от экспорта газа. Сокращать же его импорт из России – себе дороже, потому и изобретаются все новые псевдоаргументы, не связанные с объемами поставок, но ставящие палки в колеса экономическим отношениям по линии РФ – ЕС. В глобальном плане такая линия нацелена на то, чтобы продолжать прямо или косвенно унижать Россию, одновременно демонстрируя приверженность санкционной политике в отношении нее. Но энергетические, да и общеэкономические реалии вынуждают считаться с важнейшей, точнее с незаменимой ролью именно российских газопоставок практически для всей Европы.
Ритм Евразии. 14.01.2017