Вместе против России: союз власти и национализма в Белоруссии
Артур Григорьев
На протяжении последнего года в Белоруссии появлялось все больше признаков того, что в стране продолжает выстраиваться новая государственная идеология антироссийской направленности с ярко выраженными признаками этнического национализма. Национализм, который ранее был достоянием небольших групп прозападной оппозиции, уже несколько лет постепенно внедряется властями в массовое сознание через СМИ, систему образования и культуру.
С помощью десятков электронных и печатных СМИ сочиняются и тиражируются лживые наукообразные измышления о происхождении русских, их языке и истории. Извлекаются на свет и вновь популяризируются почти забытые идеи оппозиционных историков-ревизионистов из эпохи 90-х о польско-литовских корнях белорусов и белорусской государственности. В подобной трактовке белорусской истории Россия в лучшем случае подается как одна из могущественных внешних политических сил, всегда представлявших для белорусов военную угрозу. В таком ключе настраивают офицеров и госслужащих, курсантов и слушателей члены формально распущенного «Белорусского объединения военнослужащих» (БЗВ), занимающие ключевые должности в Академии управления при президенте, Военной академии и в других вузах, а также органах государственной власти и управления. Очевидно, не просто так почти 20 лет на международных конференциях и других мероприятиях раз за разом ставится вопрос о формировании единого гуманитарного пространства Союзного государства, так как оно до сих пор не создано — нет даже совместных комиссий по согласованию учебных программ, Академии наук еще только подбираются к общей трактовке истории. На согласованную трактовку хотя бы периода Великой Отечественной войны на пространстве СНГ в Москве давно махнули рукой. Но если для российских политиков эти вопросы не имеют первостепенной важности, то у врагов России к ним совершенно другое отношение, что и объясняет многие особенности политических и экономических процессов на постсоветском пространстве.
В новой идеологической перспективе белорусский народ рассматривается как никогда не имевший общих корней с русскими и вынужденный мириться с могущественным соседом из-за нахождения белорусской территории на перепутье между Востоком и Западом. Положение на перекрестке в центре Европы является удобным предлогом для обоснования нейтральности Белоруссии по отношению к восточным и западным влияниям — как будто в политике вообще возможна нейтральность и отстраненность. Но гораздо чаще декларативная «нейтральная» позиция по отношению к России подменяется негативной, так как для национализма постсоветского толка характерно стремление переложить все беды на чужаков и создать образ врага, который удобен для искусственного сплочения нации. В отличие от России, Запад наделяется в целом позитивными чертами и выступает для сегодняшней белорусской государственной идеологии как образец и одновременно как утраченный исток всего подлинно белорусского. Таким образом, некогда диаметрально противоположные позиции властей и радикальных националистов неуклонно сближаются во враждебности к России и стремлении на Запад.
О новых тенденциях красноречиво свидетельствуют призывы официальных лиц к созданию конструктивной оппозиции, прозвучавшие 3 декабря в телепрограмме «Клуб редакторов» на государственном телевидении, тон в которой задают главы крупнейших государственных СМИ Белоруссии. Участники программы похвалили представителей оппозиции за признание того, что Александр Лукашенко сделал немало полезного, «сохранив страну» и проявив себя как самостоятельный политик, а не как «марионетка» или «вассал». Если по поводу того, от кого и для кого Лукашенко «сохранил страну», могут быть различные точки зрения, то умение не стать «марионеткой» и «вассалом» подразумевает наличие заслуг в области проведения антироссийской политики и торможения интеграционных процессов с Россией. Новый имидж бессменного руководителя республики, призванный объединить различные политические силы, предполагает статус борца с посягателями на белорусский суверенитет, под которыми подразумевается отнюдь не ЕС или Польша, а Россия. В частности, главный редактор официального издания Администрации президента «Советская Белоруссия» Павел Якубович объяснил, что европейский истеблишмент стремится устанавливать контакты с руководством Белоруссии, так как Евросоюз сегодня больше всего опасается иметь общую границу с Россией. В данном случае смысл посредничества официального Минска, как там сейчас принято говорить, «на перекрестке европейских дорог», увязывается с русофобским мифом о «дикой и опасной» России, якобы несущей угрозу цивилизованному миру.
Слияние официальной идеологии с установками националистической оппозиции уже давно произошло в сфере культуры. Посол РБ во Франции Павел Латушко, будучи в 2012 году министром культуры, запустил за бюджетные деньги дорогостоящий проект реставрации развалин так называемых замков, принадлежавших польско-литовским магнатам. Сегодня он продолжает использовать культуру на внешнеполитической арене для создания искусственного образа древних европейских корней белорусской государственности. Так, например, 1 декабря на открытии выставки живописи Латушко объявил, что культурные связи между Белоруссией и Францией имеют «многовековую историю». Несмотря на то, что Белоруссия как самостоятельное государство существует всего 25 лет, на официальном уровне, вопреки очевидным фактам, регулярно говорится о «тысячелетней» истории белорусской государственности. Был даже разработан проект соответствующего монументального изваяния в подражание новгородскому памятнику «Тысячелетие России». В унисон с заявлением посла во Франции прозвучало и недавнее утверждение близкого к властям националистического историка-ревизиониста Олега Трусова о том, что белорусы как нация «старше россиян на 200 лет». Подобным образом и другие на первый взгляд далекие от политики культурные и исторические проекты используются для продвижения националистических идей и откровенного искажения исторических фактов. В конце сентября «Музей «Замковый комплекс «Мир» приобрел в Германии коллекцию из 15 портретов представителей литовско-польского княжеского рода Радзивиллов, которые в рамках новой трактовки истории представляются как важнейшие политические деятели белорусской государственности, «белорусские магнаты», сугубо положительные персонажи. На демонстрацию европейского характера «белорусской нации» направлены многие мероприятия проходящего «Года культуры». Например, 3 сентября в центре Минска были установлены памятники польскому композитору Станиславу Монюшко и польскому писателю Винценту Дунину-Марцинкевичу, которые подаются как деятели белорусской культуры. В рамках «Года культуры» в июле прошел «День вышиванки», а сами «вышиванки», вслед за Украиной, в Белоруссии стали неизменным атрибутом праздников и других мероприятий. Несмотря на откровенную нелепость, «вышиванки» активно рекламируют в качестве модной и стильной одежды белорусские модельеры, «вышиваночными» узорами не первый год декорируют новогодние елки и даже нижнее белье.
Помимо этого, на санкционированных властями мероприятиях прямо в центре Минска продается символика и атрибутика белорусских коллаборационистов периода Первой мировой и Великой Отечественной войны. Например, на «Дне вышиванки» в 2014 году, который проходил при поддержке властей во Дворце искусств, помимо прочего, продавались шевроны и прочая продукция с портретом гитлеровского пособника Михаила Витушко. Место проведения было выбрано явно не случайно — по соседству со зданием Академии МВД и площадью Победы, где представители «идеологической вертикали», «лукомола» (так в Белоруссии принято называть местный аналог комсомола — Белорусский республиканский союз молодежи), лично Александр Лукашенко и другие официальные лица периодически ритуально клянутся «не забыть» и «не допустить». Символику и атрибутику неонацистов можно свободно приобрести в Минске и сейчас неподалеку от зданий, известных со времен БССР по огромными светящимися буквам на крышах «Подвиг народа бессмертен» и «Подвигу народа жить в веках». Что-то подобное происходило в Киеве незадолго до последнего «майдана».
Показательно, что культурные мероприятия носят отчетливо избирательный характер, представляя под видом истинно белорусской культуры только то, что относится к временам ВКЛ и Речи Посполитой. Период Российской империи в переписанной заново белорусской истории упоминается редко и лишь с негативными оценками как связанный с насильственной русификацией и угнетением белорусского народа. В белорусских музеях акцент делается на экспозициях из времен ВКЛ и Речи Посполитой, которые рассматриваются как разновидности белорусской государственности, а периоды Киевской Руси и Российской империи игнорируются как чужеродные явления.
Несмотря на последовательное формирование новой белорусской идентичности, о чем неоднократно публично заявлял глава МИД Белоруссии Владимир Макей, сегодня официальные лица и государственные СМИ избегают откровенно резких и негативных высказываний в адрес России. С одобрения властей эту функцию выполняют представители националистической оппозиции, которые получили ранее недоступные возможности по проведению публичных акций. Совсем не случайно подобные события, несмотря на мизерное количество участников, немедленно получают детальное освещение и искусственно раздуваются в частных электронных СМИ, пользующихся негласным покровительством властей. Например, власти города Слуцка разрешили провести 26 ноября шествие и митинг по случаю 96-й годовщины так называемого «Слуцкого вооруженного восстания» 1920 года, которое представляется как «попытка защиты независимости Белоруссии» от Советской России. Отнюдь не круглая дата и посвященное ей мероприятие кучки маргиналов стали, тем не менее, важным событием с подачи СМИ, финансируемых не только из Польши и США, но и из белорусского госбюджета. Опубликованный на обслуживающем власти портале tut.by и написанный с сочувствием отчет о мероприятии продемонстрировал фотографии «демократических активистов» в НАТОвской форме, которые не только прошлись по городу с бело-красно-белыми флагами фашистских коллаборационистов, но и приняли некую псевдо-воинскую «присягу». Все это напомнило аналогичные сборища украинских военизированных организаций, с которых начиналось движение Украины к сегодняшнему состоянию «национального возрождения».
Те же активисты из организации с говорящим названием «Молодой фронт» пикетировали выступление в Минске российского телеведущего Владимира Соловьева, выкрикивая антироссийские националистические лозунги. Белорусская милиция, которая раньше немедленно пресекала подобные выходки даже до принятия знаменитого «закона больше трех не обираться», на этот раз осталась в стороне и спокойно наблюдала за происходящим. В отчете на портале tut.by были опубликованы фотографии выступления Соловьева с определенного ракурса, искусственно создававшие впечатление полупустого зала, а сама статья представила зрителей как некое сборище отставших от жизни пенсионеров и отщепенцев. В последующие дни на портале появились публикации, в которых выражалась озабоченность засильем российских каналов на белорусском телевидении. Все это указывает на то, что задача создать впечатление протеста и прохладного приема российского телеведущего была поставлена властями, а реализована руками национал-радикалов и «либеральных» СМИ. Подобные мелкие провокации направлены, среди прочего, на прощупывание реакции России, и позволяют выработать дальнейшую стратегию постепенной «белорусизации» культурного и информационного пространства.
О том, что власти Белоруссии всерьез настроены на взаимодействие с националистической оппозицией, свидетельствуют тихая реабилитация националистической символики, которая проводится государственными СМИ. На телеканале ОНТ в эфире 24 ноября вышел сюжет о немецкой оккупации Минска, в котором бело-красно-белый флаг белорусских коллаборационистов именовался «национальным символом». С точки зрения выступавших, этот символ лишь в силу стечения исторических обстоятельств стал случайно ассоциироваться с фашизмом, сохраняя сегодня свою национальную ценность. Более того, в сюжете были проведены аналогии с бело-сине-красным флагом России, известным с XVII века и использовавшимся «власовцами» — на этом основании было предложено считать бело-красно-белый флаг белорусских коллаборационистов, который сейчас используют местные национал-радикалы, не таким уж коллаборационистским. Не особо афишируется и тот факт, что Минкультуры решает вопрос о придании данной символике статуса историко-культурной ценности. Реабилитация главного символа радикальных националистов — ещё один сигнал для оппозиции и приглашение к более активному сотрудничеству с властями.
Параллельно официально рекомендовано (что в белорусских реалиях означает «приказано») заменять на публичных мероприятиях георгиевскую ленту красно-зеленой лентой цветов государственного флага с цветком яблони. В конце ноября власти Бреста по доносу «демократической активистки» также «рекомендовали» убрать георгиевские ленты из общественного транспорта и провели собрание о недопустимости размещения в общественном транспорте различных флагов и религиозной атрибутики. Под «различными флагами» подразумевается и российский флаг, который до недавнего времени часто можно было увидеть в кабине у водителей общественного транспорта. И вновь грязная работа делается руками националистических активистов, позволяя властям создавать впечатление, что они лишь реагируют на «глас народа». До этого подобным образом в Белоруссии была уничтожена русскоязычная топонимика.
Не вызывает сомнений, что распространение национализма в Белоруссии косвенными и умеренными методами имеет своей целью такое же насаждение антироссийского националистического сознания, как и на Украине. То, что в Белоруссии проводится политика формирования нации на основе этнического национализма, подтвердил в октябре министр иностранных дел Владимир Макей в интервью польской газете Rzeczpospolita: «За последние 25 лет мы начинаем медленно формироваться как нация. Мы находимся в процессе формирования идентичности белорусской нации».
Синтезирование новой идентичности белорусов началось несколько лет назад в связи со стремлением руководства Белоруссии переориентироваться на Запад, сохранив при этом экономическую поддержку со стороны России. До этого на протяжении почти двадцати лет и речи не было ни о каком «национальном строительстве», а в официальной идеологии с середины девяностых господствовала идея союза с Россией в рамках Союзного государства. Сегодня интеграционные проекты с Россией упоминаются все реже и представляются в чисто экономическом ключе, а рассуждения о политической интеграции и вовсе исключены. Осознавая, что смысл создания и существования Республики Беларусь следует хоть как-то обосновать, препятствуя воссоединительным устремлениям народа, власти не сумели придумать ничего лучшего, как взять на вооружение наработки национал-радикалов, что и предопределило практику новой волны «белорусизации».
Желание хотя бы временно усидеть на двух стульях определяет постепенный характер проводимых мер, призванных избежать явных просчетов и проблем из новейшей истории Украины. Очевидно, однако, что опыт Украины рассматривается некоторыми представителями белорусского «политического класса» как в целом имеющий позитивную практическую ценность и позволяющий, в конечном счете, уйти от политического и культурного влияния России. Нет сомнений в том, что в Белоруссии планомерно реализуется проект полного отторжения белорусского народа от России и создания нации с искусственными псевдоевропейскими чертами и корнями. Уже сегодня благодаря пропаганде среди молодежи широко распространилось представление о том, что белорусы — «европейцы», в силу случайного исторического стечения обстоятельств попавшие под негативное влияние «дикого» восточного соседа. О «европейском» характере Белоруссии постоянно говорят официальные лица, включая Александра Лукашенко, причем речь идет о специфическом понимании «европейскости» как абсолютно западного и чуждого России явления. Не случайно в ряде документов Совета министров, Администрации президента, отдельных министерств и ведомств, а также заявлениях высших должностных лиц под «Европой» понимается исключительно Евросоюз, а выражение «белорусско-европейский» и производные от него прочно закрепились в политическом дискурсе. У пресловутой «идеологической вертикали» и целого Института философии НАН отсутствует даже попытка критического осмысления навязанного им постмодернистского симулякра под названием «европейские ценности». Вместо этого присутствует сугубо меркантильное устремление временщиков согласиться с чем угодно — даже с уничтожением традиционной идентичности. Ради сиюминутных выгод, извлекать которые узкой группе лиц стало объективно труднее.
Возникает закономерный вопрос: а что же дальше? Где та граница, за которой «медленное» строительство новой нации и «мягкая» белорусизация могут внезапно превратиться в очередной вариант антироссийского националистического психоза по украинскому образцу? Очевидно, что не стоит ждать, пока манипуляции политиков-временщиков приведут к открытому и окончательному вытеснению всего русского из Белоруссии. Сегодня важна публичная официальная реакция России на происходящее в Белоруссии, так как на опыте Украины и других стран бывшего СССР хорошо известно, к чему ведет союз власти и радикального национализма.
EurAsia Daily. 05.12.2016