Присоединение к договору о ЕАЭС — шаг, отвечающий интересам Киргизии
В Киргизии оптимистично настроены в отношении развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Власти республики уверены, что будущее именно за такими интеграционными объединениями. О том, почему вступление в ЕАЭС — это шаг, отвечающий национальным интересам страны, корреспонденту ТАСС рассказал премьер-министр республики Сооронбай Шарипович Жээнбеков.
— Сооронбай Шарипович, больше года прошло с тех пор, как Киргизия присоединилась к Евразийскому экономическому союзу. Как повлияло участие страны в этом объединении на ее экономические показатели?
— Киргизская Республика официально стала полноправным членом Евразийского экономического союза 12 августа 2015 года. По историческим меркам это довольно небольшой срок. Однако и за эти 16 месяцев произошли существенные изменения, оказавшие влияние на экономическую ситуацию в стране.
Если обратиться к цифрам, то по итогам 10 месяцев этого года наблюдаются положительные тенденции экономического роста, хотя до августа показатели шли по нисходящей траектории. Вместе с тем на экономическое развитие страны все еще продолжает оказывать влияние замедление экономического роста в странах — основных наших торговых партнерах: Российской Федерации и Республике Казахстан. Что, естественно, сказывается на отечественной экономике через каналы торговли и объемы притока денежных переводов в страну.
В то же время наблюдается рост инвестиций в экономику Кыргызстана из стран ЕАЭС, в первую очередь из России. Объем поступлений прямых иностранных инвестиций из РФ за январь–сентябрь 2016 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличился в два раза, составив $236,3 млн. Экономический же рост удалось обеспечить за счет следующих секторов: в сельском хозяйстве объемы реально возросли на 2,2%, сфере услуг — на 3,2%, строительстве — на 7,6%.
А вот на показатели ВВП отрицательно повлияла промышленность, в отдельных ее отраслях наблюдается сокращение уровня производства. В обрабатывающем производстве объемы снизились на 0,5%, в текстильной отрасли на 21,7%, производстве одежды — на 14,4%.
Объективными условиями спада являются уменьшение заказов из-за снижения покупательской способности на основных экспортных рынках республики — России и Казахстана, неконкурентоспособность отечественной продукции и недостаточная экспансия наших производителей на рынки стран ЕАЭС. Однако мы рассчитываем, что уже в скором времени экономическая ситуация в странах-партнерах стабилизируется, что, безусловно, положительно скажется на экономических показателях нашей страны.
— Больше плюсов или минусов все-таки получила республика от участия в этом союзе?
— Присоединение к договору о Евразийском экономическом союзе — шаг осознанный и выверенный, отвечающий национальным интересам нашей страны. Сегодня мы обладаем равными, наряду с другими участниками интеграционного объединения, правами в органах интеграционного объединения. Хочу подчеркнуть, что в целом мы присоединились к ЕАЭС на выгодных условиях.
Одним из главных достижений этого шага стало решение вопроса с трудовыми мигрантами, которые находятся в странах союза. Сейчас нашим согражданам, работающим на территории Российской Федерации, предоставлены благоприятные условия пребывания и трудовой деятельности в виде упрощенной процедуры трудоустройства и гарантий социальной защиты. Однозначно, что положительное значение для развития отечественной экономики имели отмена таможенного контроля, устранение фитосанитарного контроля на границе и таможенного сопровождения киргизских перевозчиков по территории Казахстана.
Кроме этого, наша республика получила преференции по ввозу ряда товаров, необходимых для производства и потребления на внутреннем рынке. Киргизскую Республику освободили от пошлин на оборудование для инфраструктурных и инвестиционных проектов. Перечень временных изъятий из Единого таможенного тарифа ЕАЭС был утвержден в согласовании с нами по 166 товарным позициям.
За прошедшее с момента вступления в интеграционное объединение время началась модернизация инфраструктуры качества, проведена аккредитация лабораторий, а органы по сертификации были внесены в Единый реестр союза. Год назад, в целях поддержки экономики страны в период адаптации к новым условиям ЕАЭС, был создан Киргизско-Российский фонд развития. Это только несколько положительных аспектов, которые можно назвать при присоединении к договору о создании Евразийского экономического союза.
Вместе с этим до сих пор не решены такие вопросы, как унификация железнодорожного тарифа в рамках организации, снятие ветеринарного контроля на киргизско-казахстанском участке государственной границы. Также следует обратить внимание на проблемы статистического учета и ухудшение налогового администрирования в связи с отменой таможенного контроля.
Однако в тесном взаимодействии с коллегами мы работаем над решением имеющихся проблем, которые надеемся разрешить в ближайшее время. В частности, мы ожидаем приезд инспекции из стран ЕАЭС для проведения оценки ветеринарной системы Киргизской Республики с целью вынесения вопроса о системе ветеринарного контроля на заседание совета Евразийской экономической комиссии, которое состоится 21 декабря нынешнего года. Надеемся, что этот вопрос будет решен положительно. Поэтому можно сказать, что Киргизская Республика от присоединения к договору о создании Евразийского экономического союза больше выиграла, чем проиграла. Более того, мы настроены оптимистично и считаем, что будущее за интеграционными объединениями, такими как ЕАЭС. Однако уверен, что необходимо доказать эффективность евразийской интеграции, обеспечивающей свободу перемещения товаров, рабочей силы, услуг и капитала, на практике.
— Какие недостатки, на ваш взгляд, существуют в работе органов ЕАЭС и что необходимо сделать, чтобы их ликвидировать?
— ЕАЭС — это большой и сложный механизм, который только набирает обороты. Учитывая это, в одночасье работу всех структур организации синхронизировать сложно. Тем не менее я уверен, что все эти проблемы решаемы и в ближайшее время мы сможем это сделать с соблюдением национальных интересов всех государств — участниц ЕАЭС.
Например, при применении единых требований на продукцию в соответствии с техническими регламентами и с договорно-правовой базой организации зафиксированы случаи, когда некоторые государства — члены ЕАЭС устанавливают требования, отличные от условий нашего интеграционного объединения. Это создает барьеры в торговле. Такие вопросы мы стараемся решать сообща, вынося их на рассмотрение и обсуждение на заседания Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и Совета Евразийской экономической комиссии. Это же касается вопросов реализации требований технических регламентов, которые решаются нами путем внесения дополнений в соответствующие технические регламенты ЕАЭС.
Сегодня экономическая ситуация в мире требует быстрого реагирования на изменяющиеся условия. Соответственно, органы ЕЭК должны иметь возможность разрабатывать и принимать такие решения. Так, Киргизская Республика выступила с инициативой по пересмотру и упрощению процедур подготовки и принятия решений органами ЕАЭС, которая была поддержана странами-партнерами.
— Все ли посты на границе с Казахстаном уже сняты?
— Фитосанитарный контроль на киргизско-казахстанском участке государственной границы был снят еще 18 ноября прошлого года. Но, несмотря на принятое на самом высоком уровне в ЕАЭС решение, казахстанская сторона в нарушение своих обязательств сохраняла данный вид контроля на границе до 26 октября 2016 года. Введение таких ограничений, между прочим, нарушает положения договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года, согласно которому государства — члены организации в рамках единой таможенной территории осуществляют свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения всех видов контроля. В том числе карантинного фитосанитарного контроля. Нормами ЕАЭС не предусмотрено введение каких-либо запретов и ограничений в отношении ввоза зараженной продукции с территории одного государства-члена на территорию другого. Такие меры предусмотрены только в отношении третьих стран.
После обращения нашей республики в ЕЭК, в начале октября 2016 года Коллегией ЕЭК было принято решение, на основании которого казахстанскую сторону уведомили о необходимости исполнения обязательств и просили в течение 10 дней информировать комиссию о принятых мерах. С конца октября казахстанской стороной был отменен карантинный фитосанитарный контроль на киргизско-казахстанском участке государственной границы. Кроме того, с ноября отменено временное ограничение на ввоз в Республику Казахстан из Киргизской Республики отдельных видов товаров: яблок, хурмы, сухофруктов персиков, винограда и абрикосов. Надеюсь, что мы с партнерами по ЕАЭС и в дальнейшем найдем взаимоприемлемые решения, подтверждающие эффективность интеграционных процессов.
— Как официальный Бишкек относится к вопросу о возможном увеличении количества стран — участниц организации?
— Киргизская Республика, как полноправный член ЕАЭС, с пониманием относится к желанию ряда стран присоединиться к динамично развивающемуся интеграционному объединению, каковым, безусловно, является Евразийский экономический союз. Но ЕАЭС — это объединение, в состав которого входит пять государств. Учитывая это, решение о приеме новых членов будет приниматься консенсусом всех стран — участниц союза с учетом соблюдения национальных интересов.
Работа по расширению торгового сотрудничества с третьими странами проводится и сейчас. Так, подписано и вступило в силу с 5 октября 2016 года соглашение о зоне свободной торговли ЕАЭС с Вьетнамом. Кроме этого, начаты переговоры с Китаем по торгово-экономическому соглашению, которое, с одной стороны, создаст условия для доступа на рынок, с другой — преференции для крупных инвестиционных проектов. Также рассматривается возможность заключения соглашений о свободной торговле с рядом стран — Ираном, Египтом, Израилем, Сингапуром, Кореей, Сербией, Индией.
Я убежден, что до того момента, как ЕАЭС предоставит преференциальный режим торговли третьим странам, необходимо устранить все барьеры внутри самого интеграционного объединения для обеспечения полной свободы перемещения товаров стран союза. Одно неотделимо от другого. ЕАЭС не может полноценно функционировать и расширяться, пока сохраняются барьеры внутри него.
— Смогла ли Киргизия, на ваш взгляд, полностью приспособиться к реалиям ЕАЭС?
— Несмотря на влияние внешних шоков и небольшой срок с момента вступления республики в ЕАЭС, нам удалось многое сделать для ускорения процесса адаптации страны к новым условиям интеграции с союзом. Одним из важнейших факторов формирования такого интеграционного объединения является создание единой системы технического регулирования, которая призвана обеспечить беспрепятственное перемещение безопасной и качественной продукции на территории стран ЕАЭС. Соблюдение требований к продукции, установленных в единых технических регламентах союза, обеспечивает свободное движение товаров, устраняет избыточные административные и технические барьеры в торговле.
Сейчас в рамках ЕАЭС действуют 35 технических регламентов, устанавливающих требования безопасности к широкому ассортименту товаров массового спроса. Поэтапно все указанные технические регламенты уже вступили или вступят в ближайшие годы в силу и на территории нашей страны. Мы активно ведем работу в области таможенно-тарифного регулирования, налогового администрирования.
Все эти шаги направлены на синхронизацию нормативной правовой базы государств — участниц ЕАЭС в целях придания большей динамики интеграционным процессам внутри объединения. Со временем все сложности будут нивелированы, и наша общая скоординированная работа будет направлена на экономическое развитие и рост благосостояния граждан государств — участниц ЕАЭС.
Беседовал Вадим Нешкумай
ТАСС. 16.12.2016