Мирзиеев продолжит курс Каримова: от сильного правителя к сильной системе

В Узбекистане новый президент, новый премьер, вот-вот будет утвержден весь кабинет министров. О происходящем в этом важнейшем государстве Центральной Азии, о перспективах корреспондент EADaily побеседовал с Рафиком Сайфулиным — независимым экспертом, бывшим директором Института стратегических и международных исследований при президенте Республики Узбекистан.

- Узбекистан открывает новую страницу своей истории. Новая власть, новые ожидания. Каковы они?

— Узбекистан, скажем так, заметное государство. У нас живет 32 миллиона человек — это больше чем во всех странах Центральной Азии вместе взятых. Для благополучного существования необходима стабильность. Она нужна всем странам, а большим и густонаселенным в особенности. Нынешняя стабильность будет сохранена. Государственный курс, конечно, должен получить некоторые элементы модернизации. Шавкат Мирзиеев — новый президент Узбекистана, в течении трех месяцев показал, что и как он будет делать. Очень важно провести либерализацию валютной политики и, возможно, деноминацию национальной валюты — сума. Поскольку, граждане с огромными пачками денег — это стало уже притчей во языцех. Понятно, что изменения должны быть. И дата принятия соответствующего законодательного акта обозначена — середина 2017 года. И самое главное, что Мирзиеев приступил к изменениям в исполнительной структуре кабинета министров с тем, чтобы его оптимизировать, сделать более гибким.

- Насколько мне известно, уже подготовлены несколько указов — о чем они?

— Суть в том, что Ислам Каримов, светлая ему память, четко проводил курс на реализацию плавного перехода от сильной личности, каким он был сам, к сильной государственной системе. Этот курс он практически реализовал. Ему не хватило 2−3 лет, чтобы довести начатые реформы. Он хотел усилить судебную власть, он хотел усилить исполнительную власть и повысить роль двухпалатного парламента. Очень важно, чтобы новый президент довел эту линию до конца. Когда у президента остаются большие полномочия в рамках Конституции и других законодательных актов, очень важно — кто будет исполнителем. Пока был Каримов, он выдерживал ограничительные гранки, которые позволяли удержать его от субъективизма. То, чем сильно хворал Хрущев и другие советские руководители. Я думаю, что Мирзиеев пойдет по этому пути. Я глубоко убежден, что он будет укреплять систему государственной власти, а не конкретные личности. На это надеется большинство населения. Я думаю, что здесь должен быть даже не компромисс, а взаимопонимание между всеми теми, кто претендует на серьезные позиции во влиянии на ситуацию в Узбекистане. Все понимают, что надо не допустить ни «Алеппо», ни «майдана». Потому что, если это случится в Узбекистане, то перевернется весь регион. Я думаю, что очень многие действующие и будущие руководители республики понимают, что мы несем ответственность не только за Республику Узбекистан, но и за весь регион в целом.

- Представитель Китая в день голосования в Ташкенте сказал, что председатель КНР Си Цзиньпин будет укреплять отношения с Узбекистаном. Какие проекты может предложить Пекин?

— О конкретных проектах говорить пока рано, потому что китайцы умеют считать деньги. Очевидно, что Китай заинтересован в развитии отношений, в первую очередь с Узбекистаном, если брать центрально-азиатский регион. Китайцы поняли, к чему проявляет интерес узбекское руководство. Это не просто развитие транспортной инфраструктуры — железные и автомобильные дороги. Речь идет о развитии реального сектора экономики. Китай в этом плане уже здесь преуспел — Джизакская экономическая зона и Алмалыкский горно-металлургический комбинат. Это хороший процесс, но Китай работает в Узбекистане с оглядкой на Россию. Для Китая очень важно удержать баланс интересов в центральноазиатском регионе, и Узбекистан играет не последнюю роль.

- Россия тоже надеется на укрепление связей, скорее двусторонних, поскольку ни в какие региональные объединения, как уже было неоднократно заявлено, Узбекистан не войдет.

— Я не уверен, что все обстоит так, как сказали вы. Во-первых, между Узбекистаном и Россией был подписан договор о стратегическом партнерстве в 2004 году. В 2005 году — подписан союзнический договор. Практически все вопросы можно решать на этом уровне. Но не факт, что Узбекистан отказался от интеграционных усилий. Если это будет выгодно, то почему нет? Например, ОДКБ. Узбекистан приостановил членство в этой организации, но не вышел. А раз так, то ничего не надо исключать в будущем. Главное, чтобы это было на пользу всем, в данном случае России и Узбекистану.

- Накануне выборов между Россией и Узбекистаном был подписан договор о военно-техническом сотрудничестве…

— И на очень большую сумму. Это плод встречи Владимира Путина с Исламом Каримовым в апреле нынешнего года в Сочи в преддверии саммита ШОС. Очень важно, что лидеры двух стран остаются в тесном контакте. Эта — неизменная традиция.

- Сниженная активность Запада в Узбекистане была связана с выборами в США, или же Вашингтон решил оставить регион?

— Этот вопрос часто задают. Почему такое отношение США к Центральной Азии? Политики и политологи ждут, что будет делать Дональд Трамп. Пока еще ничего не сделало — только ожидания его действий, заявлений, шагов. Центральная Азия — это задворки для США, и как они ими были, так и остались. Но надолго ли? Кто реально будет заниматься политикой США в регионе? Главное чтобы братья-россияне какими внимательными были к региону, такими бы и оставались. Позиция Москвы определяющая. При том, что здесь все более и более активен Китай.

- Как будут строиться отношения Ташкента с соседями?

— Нужно признать, что отношения Узбекистана с соседями по региону не всегда складывались благоприятно для всех задействованных в этом процессе сторон. И когда Шавкат Мирзиеев вступал в должность и.о. президента он выдвинул в приоритеты развитие внешнеполитических связей именно с соседями. Это получило мощную поддержку и подтверждения в действиях, а не просто в разговорах. Состоялся визит министра иностранных дел Абдулазиза Камилова в Таджикистан. У нас побывал министр энергетики Таджикистана. Состоялись системные переговоры с Нурсултаном Назарбаевым. Узбекистан реально продемонстрировал желание улучшить отношения с соседями по региону. И сам факт, что уже анонсировано возобновление полетов между Ташкентом и Душанбе является подтверждением этому. И дай Всевышний, чтоб так и было, потому что люди веками жили совместно. Но есть еще один маленький нюанс. Россия, как великая держава, присутствующая в Центральной Азии, она должна быть над ситуацией. Все проблемы в Центральной Азии должны решаться своими силами. Главное, чтобы не вмешался «большой третий».

EurAsia Daily. 14.12.2015

Читайте также: